news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Зинэтула БИЛЯЛЕТДИНОВ:

«С людьми «Ак Барса» расставался скрепя сердце»

Новоиспеченный наставник хоккейной сборной России, 56-летний Зинэтула Билялетдинов, возглавлявший казанский «Ак Барс» с 2004 года, в новом ранге побывал в редакциях двух ведущих спортивных СМИ – «Спорт-экспресса» и «Советского спорта». Ниже мы приводим выдержки наиболее интересных моментов из интервью.

З.Б.:
Для меня наступают непростые времена. После многих лет постоянной работы в клубе привыкаю к своему новому, освобожденному статусу. Собираю информацию по хоккеистам, встречаюсь с тренерами.

Чувствуете себя комфортно?
З.Б.:
Надеюсь, что рабочий тонус не растеряю. Но по-прежнему больше ощущаю себя клубным тренером - это, что называется, было мое. Впрочем, перестройка идет - думаю, скоро адаптируюсь.

Почему ваши переговоры с ФХР так затянулись - шли практически месяц?
З.Б.:
Тут сошлось много факторов. Не скрою, мне было тяжело расставаться с «Ак Барсом». Этот клуб - моя семья и мой дом. Понятно, что сборная есть сборная, но с людьми «Ак Барса» - как игроками, так и управляющим составом - расставался скрепя сердце. Непросто было и в бытовом плане - все-таки за пять лет привык жить именно в Казани.

В какой-то момент вы зависли между клубом и сборной. Что стало последней каплей, после которой решились сосредоточиться на главной команде страны?
З.Б.:
Мне было очень сложно - и я объяснял причины паузы, которую взял в тот момент... Я раздумывал не над тем, идти или нет в сборную - понятно было, что это огромная честь и большой вызов для тренера. Но просто так расстаться с «Ак Барсом» мне было тяжело. Я разговаривал с Президентом республики Миннихановым - и услышал от него: «Какая бы ситуация ни была, всегда ждем тебя обратно. Будем рады». Поддержка была полная.

Есть мнение - работая в «Ак Барсе», вы для сборной были бы даже полезнее. Пятерка игроков оттуда в сборную приезжает всегда.
З.Б.:
Я знаю, как подвести игроков к сборной. Как их готовить. Повторяю - в клубе есть такая возможность. Кто знает, что было бы, работай я одновременно в сборной и клубе? Только в сборной - это совсем другая работа.

Какие были аргументы у руководителей нашего хоккея, которые настаивали на освобожденном статусе главного тренера сборной?
З.Б.:
Давайте не будем об этом…

Вам дали гарантированный трехлетний контракт. Но в России всякая гарантия может завершиться через два дня.
З.Б.:
Все может быть. Но я доверяю людям, которые меня пригласили - президенту федерации и министру спорта. Верю, что они дадут мне шанс доработать контракт до конца. А там - жизнь покажет.

В Казани легче?
З.Б.:
Если ты работаешь, вкалываешь и даешь результат - легче. Не будет результата - сразу станет сложно.

От Москвы отвыкли?
З.Б.:
Да, в столице тяжело. Огромные расстояния, пробки пока не позволяют четко спланировать распорядок дня. В Казани в этом плане все проще, все поблизости. Там я даже машиной порой не пользовался - пешком доходил до работы за 15-20 минут. Удобно!

Жители Казани на улицах не останавливали?
З.Б.:
Я и к встречам с людьми там привык. Народ в Казани доброжелательный - я слышал только хорошие слова.

Ваши критики до сих пор вспоминают и сезон локаута-2004/05, когда команда-мечта, собранная в Казани, неожиданно вылетела из плей-офф.
З.Б.:
Не собираюсь утверждать, что являюсь идеальным тренером. Очевидно, что в тот год в Казани ошибки не миновали и тренерский штаб. В команде были люди, которые не совсем вписывались в коллектив.

С тех пор вы больше не позволяли набирать в команду игроков, которые не соответствуют вашим требованиям?
З.Б.:
Это так. Бывают ситуации, когда команде не нужен даже большой мастер. И только по одной причине - он не подходит под систему игры данной команды.

Вы будете приглашать в сборную много игроков из Казани?
З.Б.:
Разумеется, я стану брать игроков из «Ак Барса». Но пока не скажу, в каком количестве. Надо и другие команды повнимательнее изучить. 

Вы создали в Казани знаменитую тройку Морозов – Зиновьев – Зарипов. Кого видите им на смену?
З.Б.:
Сразу сложно ответить. Несколько этапов Евротура нужно провести. Просмотреть уйму кандидатов. Вы назвали очень сильных игроков. Может, Морозова, Зиновьева, Зарипова вообще не смогут заменить. Кто знает... 

Мы помним, как играла сборная под руководством Вячеслава Быкова - атакующий стиль, некоторая анархия в обороне. Ваши клубы всегда играли в иной хоккей. Значит, и сборная станет другой?
З.Б.:
Будь то сборная или клуб - они должны уметь играть и в атаке, и в обороне. Хоккеисты должны знать, что делать в той или иной ситуации. В этом наша работа. Тренер должен дать столько, насколько потом спросит.

В России вы, пожалуй, были первым, кто внедрил систему специализации - хорошо известную в НХЛ. У вас были звенья звезд и в хорошем смысле чернорабочие. Такой принцип годится для сборной?
З.Б.:
Сначала надо посмотреть, что у меня есть. Пока я не готов говорить на тему коренных изменений в сборной. Это главная для меня сложность - в клубе ты всегда можешь что-то изменить... А здесь есть Евротуры, товарищеские матчи и чемпионат мира. Надо за это время успеть сделать то, что хочу. Скоро начну подбирать людей под задачи.

На Евротур в последнее время ездил костяк российской сборной - в то время как другие национальные команды прокручивали молодежь.
З.Б.:
И я буду пытаться внедрять молодежь. Отыщу возможность их накатывать. Если буду видеть, что потенциально люди могут сыграть на Олимпиаде, - буду их звать в сборную. А как иначе? Возьмите сегодняшний состав сборной - конечно, много возрастных игроков. Как они будут выглядеть через два с половиной года? Если он 37-летним окажется в порядке, сможет решать задачи, - ради бога. Но мы должны подстраховываться людьми, которые смогут заменить этих игроков.

Ваш предшественник приучил к тому, что этапы Евротура сборная России выигрывает. Готовы, что после первого же поражения пойдет волна критики?
З.Б.:
Возможно, так оно и будет.

Ветераны, такие как Морозов, теперь смогут перевести дух?
З.Б.:
Может быть, тех, кто постарше, мы не будем звать на каждый этап Евротура. Или вообще освободим их от участия в этом турнире. Для начала надо с ними пообщаться. А что касается Алексея Морозова, то какой смысл его проверять? Он известный всем мастер, уровень которого давно знают. Необходимо дать возможность попробовать свои силы и другим.

Алексей Морозов – идеальный капитан для сборной? Или его надо менять? 
З.Б.:
Морозов – хороший капитан. Мы здорово сработались в «Ак Барсе». Алексей был прямым проводником тренерских идей. Я остался доволен. Дай бог, чтобы все сложилось, и мы будем работать с Морозовым дальше. 

Морозов, на ваш взгляд, способен сохранить свой высокий уровень до Игр-2014?
З.Б.:
Все будет зависеть только от него - как он станет относиться к тренировкам, как сможет подготовиться.

У вас как классного в прошлом защитника сердце кровью не обливается при взгляде на подрастающее поколение? Мы тут недавно прикидывали, кто сможет сыграть в Сочи в обороне, и получается довольно печальная картина.
З.Б.:
Я скажу больше: проблемы есть не только в защитной линии, но и в атаке. На недавнем совещании, посвященном подготовке к Олимпиаде, я сказал, что молодежь должна больше тренироваться. Меня поддержали Виктор Тихонов и Борис Майоров. В юном возрасте надо больше тренироваться. Проводить по 80 - 100 игр за сезон - очень много для молодежи. Понятно, когда речь идет о КХЛ, то таких вопросов уже не возникает. Ведь там собраны в основной массе уже взрослые игроки. Что касается молодежи, то у них в процессе должен быть сделан больший упор на тренировки, нежели игры. Хотя и без самих матчей, разумеется, не обойтись.

Вы рекомендовали Владимира Крикунова в «Ак Барс» после своего ухода из клуба?
З.Б.:
Нет, зачем я буду это делать? В клубе есть руководители, которые принимают подобные решения. Это грамотные люди, способные сделать профессиональный выбор. Президент «Ак Барса» Шафагат Тахаутдинов всегда поступает обдуманно.

Предыдущий тренерский штаб сборной считал, что Крикунов - вообще не тренер.
З.Б.:
Это было их мнение. У меня оно другое.

Почему вас в команде называли Сашей?
З.Б.:
Это не я себе придумал имя, а родители. Такая раньше была жизнь. Вообще меня по-разному называли. Я был огненно-рыжим. И получил прозвище Ред Бой. А потом стали звать Биллом. 

Не обижаетесь?
З.Б.:
Абсолютно нет. Если людям так удобнее… 

А когда вы решили стать не Александром, а Зинэтулой? 
З.Б.:
Я не менял ничего. У меня было имя Зинэтула. Так называли в семье. Ну а ребята, с кем я играл и дружу, до сих пор зовут меня Сашей. 

Ваш коллега в Казани, тренер футбольного «Рубина» Курбан Бердыев не расстается с четками. А у вас есть такой талисман? 
З.Б.:
Бердыев – очень интересный человек. Рад, что с ним встретился. 

Я не настолько верующий человек. Может, не все еще понимаю в религии. Но отношусь к этому с огромным уважением. Когда возникала возможность, я постоянно ходил в мечеть. Просто сидел там и наслаждался спокойствием. 

Четки на тренерский мостик не возьму. К этому нужно прийти душой. Бердыев пришел. Он выше меня в вопросе веры. 

Какой ваш девиз? Читатель damkrat подсказывает: «Без булдырабыз!»…
З.Б.:
Годится! В переводе с татарского это значит «Мы можем!». 

Мечта?
З.Б.:
Вот она, реальная. Олимпиада в Сочи. Вызов в моей карьере. Дай бог, чтобы у нас получилось. Не для себя хочу – для людей. 

Подготовила Кристина ИВАНОВА.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100