news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Земфира САЙДАШЕВА: «Превратившийся в песню» Сайдаш

Земфира САЙДАШЕВА: «Превратившийся в песню» Сайдаш

26,78 KbНедавно произошло долгожданное и знаменательное событие – в Казани установили памятник выдающемуся татарскому композитору Салиху Сайдашеву. Невольно задаешься вопросом: отчего же столь трудным и долгим оказался путь к увековечению памяти любимого музыканта? Ведь в душе народной, какие бы субъективные причины ни препятствовали этому, творчество Сайдашева всегда находило горячий благодарный отклик.

На днях в гостях у агентства «Татар-информ» побывала доктор искусствоведения, профессор Казанской консерватории им.Н.Жиганова, действительный член Петровской академии наук и искусств, заслуженный деятель искусств РТ и РФ Земфира Сайдашева. Хотя у нее не близкие родственные связи с великим композитором, но его творчество в судьбе З.Сайдашевой сыграло свою роль.

Земфира Нурмухаметовна, когда вы впервые соприкоснулись с музыкой Салиха Сайдашева?
Честно сказать, я не слышала произведения композитора на концертах учащихся и педагогов не только в годы учебы в музыкальной школе, в училище, но и в консерватории. Творчеством С.Сайдашева я вплотную стала заниматься в аспирантуре ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова КФАН СССР (1967 – 1970). Под руководством известного ленинградского музыковеда и социолога, доктора искусствоведения Арнольда Сохора я работала над диссертацией на тему «Традиции фольклора в песенном творчестве татарских композиторов (1917 – 1945 гг.)». Основное место в ней занимало песенное творчество С.Сайдашева. Ознакомившись по материалам диссертации с музыкой композитора, Сохор был восхищен ее революционной сущностью, талантом композитора и немало удивлен полным отсутствием пропаганды его творчества за пределами республики. Узнав о предстоящем праздновании 70-летия со дня рождения С.Сайдашева, он предложил мне написать статью о нем для всесоюзного журнала «Советская музыка». С огромным энтузиазмом я написала тогда статью о композиторе, послав ее вместе с фотоснимком в редакцию. Однако через некоторое время получила ответ, что статья не будет опубликована, ибо в редакцию поступило письмо музыковеда, члена СК ТАССР с требованием не печатать статью по причине некомпетентности ее автора.

Неужели только по этой причине статья не была опубликована?
Думаю, что столь негативную роль в судьбе этой статьи скорее сыграло негативное отношение к творчеству композитора со стороны редакции журнала. Дело в том, что еще в 1956 году на II съезде композиторов ТАССР в отчетном докладе председателя СК прозвучала резкая критика в адрес Сайдашева. В его защиту на съезде и в печати выступили некоторые представители татарской интеллигенции, а также писатели и поэты. Между членами Союза композиторов и Союза писателей возникло противостояние, получившее продолжение уже на страницах журнала «Советская музыка». В статье, подписанной деятелями музыкального искусства Ю. Шапориным, Н.Шумской и главным редактором журнала Ю.Коревым (1956, № 6), творчеству Сайдашева была дана следующая оценка: «… у Сайдашева нельзя научиться строить драматургию крупных симфонических форм, нельзя позаимствовать у него принципы оперной драматургии, нельзя изучать на примере его произведений искусство оркестровки, так как сам он крупных форм не создал».

21,79 KbИ все же моя статья (не без помощи А.Сохора как члена редколлегии) увидела свет, но лишь через полгода после юбилея, с заметными сокращениями и изменениями, со скромным названием «У истоков татарской советской песни».

А при жизни композитора звучала подобная критика?
Еще как! Знакомясь во время учебы в аспирантуре с материалами архива СК ТАССР и публикациями, я была поражена теми необъективными и алогичными нападками, которым подвергался композитор со стороны некоторых коллег, соратников по Союзу композиторов. И это при огромной любви к его музыке со стороны слушателей! Ему инкриминировали «отрыв от народности», «замыкание в узком кругу привычных интонаций и образов», «использование чуждых советской музыке интонаций джаза и фокстрота», «отставание от жизни, безыдейность», «отсутствие профессионализма» и т.д. Я не могла читать материалы без слез. А каково было ему слушать и читать все это?

В чем же причины столь открытого третирования композитора?
Причина была, я думаю, во всенародной любви к творчеству композитора, что вызывало зависть, ревность, к сожалению, довольно часто встречающиеся негативные качества среди творческих людей.

Пусть с опозданием на 50 лет, но справедливость все же восторжествовала. Как вы считаете, благодаря чьим усилиям появился памятник Салиху Сайдашеву?
Конечно, прежде всего, неувядающей силе таланта самого композитора, непреходящей любви народа к его творчеству. Достаточно вспомнить столь дружную реакцию народа на сбор средств для установки памятника к 100-летию со дня рождения композитора. Стоит отметить также и активную инициативу его сына А.Сайдашева и племянника У.Ахмерова, а также большого друга и поклонника творчества композитора С.Шамова.

А среди потомков композитора есть музыканты?
Да. Две внучки закончили Казанскую консерваторию. Есть профессиональные музыканты среди правнуков, внучатых племянников и др.

Насколько глубоко на сегодняшний день изучено творчество Сайдашева?
Думаю, что творчество композитора изучено достаточно полно. Изданы книги Ф.Салитовой, Д.Саиновой-Ахмеровой, С.Шамова, сборник статей «Век Салиха Сайдашева». Но время вносит свои коррективы и, на мой взгляд, проблема жанра «музыкальной драмы» в творчестве Сайдашева нуждается в коренной переоценке.

Земфира Нурмухаметовна, не могли бы вы более подробно изложить суть этой проблемы?31,84 Kb
Сейчас уже нет необходимости объяснять, что «музыкальная драма» самостоятельный, полноценный, достаточно сложный жанр музыкально-сценического искусства. Именно это подчеркивается и в книге Ф.Салитовой «Музыкальная драма Салиха Сайдашева», вышедшей в свет в 1988 году. Однако необходимо четко определить: какие произведения композитора отвечают жанру «музыкальная драма», а какие являются «музыкой к драмам». Те произведения Сайдашева, которые отвечают жанру музыкальной драмы, необходимо исследовать по всем законам крупных форм музыкально-сценического искусства. И, вообще, пришло время рассматривать рождение жанра музыкальной драмы в Татарстане (как вообще профессиональной музыки) как историческую необходимость, которая была предопределена всем предшествующим ходом культурного развития татарской части Казани. Благодаря бурному подъему в среде городских татар происходит резкий поворот от восточной ориентации к европейской, что выразилось в зарождении профессионального исполнительства и творчества. Для успешного продолжения этого необратимого процесса должен был появиться профессиональный композитор. И эту миссию выполнил Салих Сайдашев. Он первый поставил татарскую музыку на новую ступень, не отбросив сложившиеся традиции, а качественно обогатив их. Тем самым, в Волжско-Камском регионе был создан первый национальный театр с новым видом музыкально-сценического искусства – музыкальной драмой, получившей дальнейшее развитие параллельно жанру оперы.

В чем еще проявилось новаторство Сайдашева?
В использовании по выражению Б.Асафьева «новых композиционных методов». Что тут имеется в виду? Это творческий синтез фольклорной песенности с жанрами музыкальной классики и с европейской бытовой музыкой. В творчестве Сайдашева этот синтез проявил себя настолько глубоко, органично и без ущерба национальной песенности, что новаторская сущность его мелодики была воспринята как нечто само собой разумеющееся. О новаторстве заговорили только в 70-х годах. В этом плане невольно напрашивается аналогия Сайдашева с Чайковским, у которого мелодика представляет собой «сложнейшую интонационно-географическую карту» (Б.Асафьев). Так и Сайдашев. Он смело использовал ритмику европейских бытовых жанров (вальс, марш), особенно русских революционных и молодежных песен. Не чужды ему были и особенности опереточного стиля, восточной музыки и т.д. Так же, как и Чайковский, Сайдашев больше тяготел к жанрам современной ему городской бытовой музыки. При этом он оставался истинно татарским композитором. В этом – его гениальность.

Согласитесь, сегодня поклонники таланта выдающегося композитора могут довольствоваться только лишь его отдельно взятыми оркестровыми и вокальными произведениями…
Да, к сожалению, проблема сохранения и пропаганды творчества Сайдашева существует. Уже более полувека у нас нет возможности слышать полностью его музыкальные драмы, так как нет соответствующего театра. Однако яркий мелодизм Сайдашева продолжает жить и слушатели в нем нуждаются. Выход из ситуации, как всегда, подсказывает сама жизнь. Рождаются все новые инструментальные, оркестровые аранжировки сайдашевской мелодики, симфонические, камерные, хоровые произведения на основе его тем. Это, скажем, произведение для симфонического оркестра «Посвящение Сайдашеву» А.Миргородского, одноименное произведение А.Монасыпова, сборник пьес для фортепиано «Сайдашстан» Р.Еникеева и ряд других произведений.

32,4 KbВот еще что хочу отметить. Для будущих исследований творчества основоположника профессиональной татарской музыки несомненный интерес представит и удивительный феномен превращения имени Сайдашева в легенду. Столь любимый народом композитор становится героем литературных произведений: поэм, повестей, романов, стихотворений. А к 100-летию со дня рождения Салиха Сайдашева появились и музыкальные произведения, воспевающие его как композитора и человека. Речь идет о триптихе Р.Абязова «Превратившийся в песню» для тенора, струнного оркестра и фортепиано. Написал песню «Сэйдэш турында» и молодой композитор И.Байтиряк на слова Минкина.

Возвращаясь к статье, опубликованной в 1956 г. в журнале «Советская музыка», теперь с полным основанием можно сказать, что у Сайдашева есть чему учиться?
Несомненно, и, в первую очередь, учиться создавать удивительно коммуникабельную, общительную музыку. Именно эти качества обеспечили такую широкую любовь к ней людей самых разных национальностей, возрастов, профессий. Сила общения композитора со слушателями заложена не только в его психологической чуткости к слушателям, в уважении к их восприятию, а главное – в мелодическом богатстве его музыкальной речи.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100