news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Запасной стрелок. Артур Мингазов: «Бросил клюшку, взял ружье»

Чемпион мира 2010 года по стендовой стрельбе среди юниоров Артур Мингазов оказался перед началом нынешнего сезона, как былинный богатырь, на распутье. В свои 20 лет из юниорского возраста он уже вышел, а во взрослую сборную еще не пробился. Точнее, не пробился в основной состав, но зато отправился на сбор национальной команды в качестве запасного стрелка. Перед отъездом мы расспросили его о планах на сезон.

- Никаких особых планов у меня пока нет, все будет зависеть от результатов моих выступлений. А известно точно уже то, что я уезжаю на сборы в качестве запасного члена сборной России. Сейчас квартет сильнейших стрелков страны составляют татарстанцы Василий Мосин и Александр Фурасьев, а также Виталий Фокеев и Михаил Лейбо из Липецка. Не так давно пробиться в сборную было чуть легче, поскольку она состояла из пяти человек. Но после того, как урезали финансирование, сократилась до четырех. Удастся ли мне пробиться в основу, покажет ближайшее будущее. На прошлогоднем финале взрослого Кубка России я был четвертым. Буду готовиться, тренироваться, чтобы улучшить этот результат. Тем более что мне в спину дышат липчане - 19-летний Максим Лазарев и 18-летний Артем Некрасов, вместе с которыми я завоевал «золото» юниорского чемпионата мира. Они же станут и моими основными конкурентами в борьбе за попадание в состав студенческой сборной России, которая выступит на летней Универсиаде 2011 года в китайском Шэньчжэне. Тем более что участие в этих Студенческих играх Александра Фурасьева, которому чуть за двадцать, можно считать вопросом практически решенным.

- Удается ли потренироваться зимой?
- Лучше всего тренироваться в пасмурную погоду, при температуре не ниже минус 5 градусов, отсутствии осадков и полном безветрии. Хотя в любом случае зимние тренировки - занятие не из приятных. При ярком солнце снег слепит глаза и увидеть мишень практически невозможно. Кроме того, мерзнут пальцы, поскольку мы стреляем без перчаток (в них хуже чувствуешь ружье). Опять же стрелять в футболке или в свитере - это, как говорится, две большие разницы. Наконец, нынешней зимой, которая оказалась на удивление снежной, из-за высоких сугробов не видно почти половину полета мишени. А в морозы вообще не потренируешься с ружьем. Попробуй приложи его на холоде к щеке несколько сот раз. В прошлом году также из-за сильных холодов первые два месяца толком не тренировался. Только и остается вскидывать ружье в домашних условиях, чтобы хоть как-то поддерживать форму. Плюс еще сборы могут выручить где-нибудь на юге.

- А на охоте не тренируешься?
- Шутите?! Охота - это совсем другое. Я ее, кстати, очень люблю, да и мой личный тренер Константин Лебедев - заядлый охотник, и все близкие родственники - тоже. Но в этом деле я пока начинающий.

- Если ты промахивался, не ругались бывалые охотники?
- Нет, они же прекрасно понимают, что стендовая стрельба и охота - это абсолютно разные вещи. У нас мишень маленькая, но, скажем так, привычная. Ты сам определяешь время ее вылета криком «Дай!». Летит она всегда с одинаковой скоростью, которая изменяется только из-за проливного дождя или шквального ветра. Что тут общего с охотой на зверя? Ну, взять, к примеру, лося. Он вылетел из чащи, вдруг остановился секунды на три, не больше. За это время надо успеть выстрелить, потому что он тут же ломанется в чащу, а там уже выцеливать его через деревья, ветки практически бесполезно. Можно, к примеру, выстрелить с упреждением, немного вперед, но не рассчитать при этом скорость его бега… На зайцев еще интересно охотиться. Очень много приходится выслеживать, следы его распутывать, да и бегать, пожалуй, не меньше самого зайца.

- Наверное, охота интересна для стрелков еще и своей особой атмосферой, общением, которого не хватает на соревнованиях? К примеру, у футболистов и представителей других игровых видов спорта его в избытке как на площадке, так и за ее пределами.
- У нас - да, вид спорта несколько другой, особо не пообщаешься. Разве что на сборах. Я раньше этого не понимал, постоянно лез со своими вопросами к взрослым, пока не понял, что таким образом весь запал, настрой может уйти на «ля-ля». Сейчас общение на соревнованиях полностью отсутствует, я перед стартом от всего отрешаюсь. Ну а уж если очень захочется с кем-то поговорить, то общаюсь с тренером. Но когда я не на соревнованиях или сборах, всегда с удовольствием участвую во взрослых разговорах об охоте и рыбалке. Кроме охоты и рыбалки я еще люблю грибы собирать.

- Охота - это занятие для настоящих мужчин, но, топая несколько часов по зимнему лесу, можно легко простудиться. Есть ли какие-то тренерские установки, чем можно и чем нельзя заниматься зимой?
- Никаких конкретных рекомендаций на этот счет не существует. Просто ты сам определяешь, что может тебе повредить, а что - нет. Лично я для себя исключил катание на коньках, на горных лыжах и сноуборде.

- Получается, что стрелки наименее подверженные травматизму спортсмены?
- Да, у нас сложно что-то травмировать. Ну разве что в самом начале занятий набить себе синяк на плече, если будешь неправильно прикладывать ружье. А в остальном? Патроны у нас не тяжелые, движения, имитирующие прикладывание ружья к плечу, отрабатываем постоянно. Когда руку поднимаешь, то в плече образуется ямка. Вставляешь туда приклад, потом плотно прижимаешься щекой, и никакой отдачи при выстреле уже не чувствуешь.

- А занятия другими видами спорта для стрелков требуются?
- Естественно, необходимо постоянно быть в форме. Например, я бегаю, плаваю в бассейне. А вот наша великая спортсменка Светлана Демина, насколько я знаю, делает в день по тысяче вскидок ружья. Чем не фитнес?

- Стенд на берегу Свияги облегчил жизнь казанским стрелкам?
- Ощутимо. В Казани я выступал дважды на чемпионате России плюс вне зачета - на чемпионате Европы. Все хорошо, все нравится - стенд, оборудование. Единственное, с чем приходится бороться, - расстояния. С окраины города, проспекта Победы, где я живу, выехав утром, без пробок и на хорошей машине, за час можно добраться до стенда. Это в идеале. Но так бывает далеко не всегда. Поэтому, попав на стенд, мы тренируемся по три-четыре часа, а то и больше. Был бы стенд поближе, можно было бы два раза в день тренироваться, но интенсивнее. Там, на Свияге, сейчас строится новый жилой корпус. Когда все будет готово, планирую проводить там нечто вроде сборов на недельку-другую.

- Твой отец - стрелок. Дядя - летний хоккеист, первый чемпион России из Казани. Не сманивал он тебя в детстве в свой вид спорта?
- Да, по приглашению дяди я сходил на пару тренировок, понравилось, но, поскольку мы учились тогда во вторую смену, пришлось отказаться от этой затеи. Так что «травяного» хоккеиста из меня не вышло. А тут отца пригласили работать в клуб, где проводились соревнования охотников-любителей. Я попробовал пострелять и увлекся. Словом, бросил клюшку, взял ружье.

Джаудат АБДУЛЛИН

 
news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100