Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Юрий ВОРОБЬЕВ:
«Знания в новую эпоху требуют нового управления»
Сегодня в научной сфере широкое распространение получил термин «трансфер технологий». О его значении и актуальных вопросах внедрения научных разработок в практику рассказал в интервью агентству «Татар-информ» рассказал начальник отдела трансфера технологий и интеллектуальной собственности Управления научно-инновационной деятельности Казанского (Приволжского) федерального университета Юрий Воробьев.
Юрий Николаевич, управление появилось не так давно, какие задачи ставятся перед ним?
Ю.В.: Согласно официальным документам, управление было создано с целью повышения эффективности научной и инновационной деятельности, обеспечения наиболее полного использования и развития научного потенциала и материально-технической базы научных исследований КГУ. Это структурное подразделение административного звена университета организует решение задач, связанных с проведением единой, вырабатываемой Ученым советом научной политики, осуществляет организационно-техническое сопровождение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и введения в гражданский оборот результатов исследований и разработок.
Ваше подразделение называется отдел трансфера технологий и интеллектуальной собственности. Поясните, пожалуйста, этот термин - трансфер технологий?
Ю.В.: Понятие трансфер применительно к сфере технологий появилось у нас в обращении сравнительно недавно и напрямую связано с переориентацией отечественной экономики на рыночные отношения, в переводе с иноязычного трансфер – это передача. Соответственно, словосочетание «трансфер технологий» по смысловому содержанию трактуется как процесс передачи каких либо технологий от владельца тому, кто в них нуждается. При этом следует подчеркнуть, что под технологией в данном случае подразумевается не только некое конкретное знание, в виде соотносимого с практикой набора информации, но и в обязательном порядке совокупность прав на это знание. Именно права на знание являются тем, что называется интеллектуальной собственностью.
Ваш отдел занимается внедрением научных разработок в практику?
Ю.В.: Позвольте сразу же внести важную поправку. Отдел занимается не внедрением научных разработок, а трансфером технологий в том понимании, о котором было сказано ранее.
Сегодня в рыночных условиях о внедрении уместно говорить лишь в рамках отдельной организации, если его менеджмент избирает именно такой способ действий по отношению к освоению новых знаний, генерируемых как в самой организации, так и приобретаемых со стороны, с целью их последующего использования для извлечения экономических выгод. Трансфер технологий, в отличие от внедрения, предполагает такое взаимодействие различных заинтересованных сторон, где нет места принуждению, а залогом успеха является построение на добровольной основе взаимовыгодных отношений между участниками рынка на основе принципа, который по-английски звучит как «win-win», т.е., «выиграл-выиграл». Причем следует подчеркнуть, что не всегда и не везде выигрыш сторон может оцениваться в денежном измерении. В тех случаях, когда речь заходит о деньгах, говорят о коммерциализации технологий, процессе, который по определению всегда направлен на создание рыночной стоимости и получение прибыли. Тогда как трансфер технологий при обязательном наличии факта передачи знаний и прав на эти знания от обладателя к получателю может и не связываться сторонами участниками процесса с извлечением прибыли, оцениваемой в денежном эквиваленте.
С какими трудностями приходится сталкиваться в ходе работы вашему отделу?
Ю.В.: Что касается проблем, возникающих при осуществлении трансфера технологий, то они весьма разнообразны и касаются различных сфер - экономической, юридической, организационной и т.д. В частности, устойчивость стереотипов, о которой только что говорилось, относится именно к одной из таких проблем, имеющих, главным образом, социально-психологический характер.
Очевидно, что в формате интервью не представляется возможным охватить сколь-нибудь широкий диапазон проблем реализации процесса трансфера технологий. Поэтому кратко остановимся лишь на одной из них, а именно на проблеме управления научными знаниями.
Можно достаточно обоснованно утверждать, что формирование нового инновационного качества российской экономики там, где это действительно происходит, главным образом базируется на технологических нововведениях, имеющих зарубежное происхождение. Тогда как знания, получаемые в ходе выполнения научных исследований в наших институтах и университетах, в большинстве своем не находят практического приложения в отечественной индустрии, не вовлекаются в создание потребительской ценности и не становятся основой экономического роста.
Вполне естественно возникает вопрос – если генерируемые российскими научными коллективами знания, которые в современных условиях стали фактором производства, не способствуют развитию экономики, то либо таково качество этих знаний, либо с этими знаниями не вполне правильно обращаются.
Относительно качества знаний, можно сказать, что всякое знание в конкретных общественно-экономических условиях в зависимости от стадии научно-технического развития обладает разной степенью актуальности. То есть, получаемые результаты научных исследований с точки зрения их практического приложения в этом смысле могут быть такими, что они, образно говоря, либо «уже не нужны», либо «еще не нужны». В первом случае это результаты рутинных исследований, в ходе выполнения которых что-то уточняется, улучшается, обобщается, однако характер получаемых знаний таков, что их содержание не обладает качеством, необходимым для создания новой потребительской ценности. Во втором – результаты так называемых фундаментальных исследований, ориентированных на постижение глубин устройства мироздания, на выявление общих закономерностей строения и движения материи. Очевидно, что и тот, и другой случаи с экономической точки зрения в плане практического приложения получаемых знаний представляются малопривлекательными для создания потребительской ценности на их основе. С той лишь разницей, что результаты фундаментальных исследований имеют перспективу стать базой новых прорывных технологий, и, как следствие, на определенном этапе вызвать интерес различных представителей технологического бизнеса. Примером тому служит множество революционных для своего времени исследовательских работ в самых разных областях науки, результаты которых воплотились ныне в потребительских благах, изменивших образ и качество жизни человеческого сообщества, ставших неотъемлемой частью его существования.
А что же, по вашему мнению, необходимо изменить, чтобы практическое использование научных разработок в экономике стало эффективным?
Ю.В.: Ответить на такой вопрос можно достаточно просто – необходимо построить адекватную современным рыночным условиям систему управления знаниями. Однако на практике осуществление построения и функционирования такой системы является крайне сложной задачей. Дело в том, что создание нового продукта либо процесса, основанного на результатах научных исследований, по сути, представляет собой единую совокупность разнокачественных действий по преобразованию нового научного знания в потребительскую ценность. При этом всякий раз требуется выполнить ряд обязательных взаимосвязанных процедур, каждая из которых предполагает выбор и реализацию конкретного управленческого решения в условиях высокой степени неопределенности и потенциально содержит конфликт интересов. К числу таких процедур, в частности, относятся: своевременное выявление результатов исследований, имеющих потенциальную практическую (коммерческую) значимость; закрепление интеллектуальных прав на такие результаты – в строгом соответствии с нормами законодательства, с одной стороны, но одновременно и с учетом видения их последующего использования; осуществление стоимостной оценки прав на результаты интеллектуальной деятельности; учет прав интеллектуальной собственности как нематериальных активов; использование интеллектуальных прав в гражданском обороте с целью извлечения экономических, либо иных выгод. Только при тщательном выполнении всей совокупности вышеперечисленных процедур, своего рода «обработке» знаний, можно рассматривать их в качестве потенциального источника извлечения выгод. В противном случае даже самые уникальные в научном плане результаты исследований и разработок могут утратить свою экономическую привлекательность с точки зрения представителей бизнес-сообщества. Здесь уместно вспомнить интересное образное выражение академика Велихова о том, что «продажа «сырых» знаний нисколько не лучше продажи сырой нефти, может быть даже хуже».
Кто должен заниматься «обработкой» новых знаний?
Ю.В.: В технологически развитых странах осуществление указанных процессов призваны обеспечивать службы трансфера технологий, являющиеся важнейшим элементом инновационной системы.
Известны разные модели организации таких служб. Они создаются и университетами, и коммерческими компаниями, и административными органами территориального управления. Но вне зависимости от модели организации главным движущим фактором и залогом успеха деятельности служб трансфера технологий, конечно, являются люди – их знания, умения, навыки, отношение. Или, как стало модным нынче говорить – компетенции.
Каким образом решает проблему формирования и развития компетенций ваша служба?
Ю.В. Хороший вопрос. Трансфер технологий – это, прежде всего, общность интересов, доверие и согласованность действий. Успех осуществления трансфера технологий определяется взаимоотношениями между людьми. Это ключевая составляющая в цепочке производство, передача и использование новых знаний как с точки зрения создания и использования возможных преимуществ, так и с точки зрения возникновения рисков и уязвимости, свойственных данным процессам. Поэтому именно данному направлению наша служба старается уделять главное внимание. Особенно в работе с молодежью. Примером такой работы является плодотворное сотрудничество с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Надо сказать, что именно данный Фонд одним из первых несколько лет назад сосредоточил усилия на поддержке молодых исследователей, имеющих желание войти в сферу инновационного предпринимательства, и специально с этой целью разработал программу под названием У.М.Н.И.К., что значит «Участник молодежного научно-инновационного конкурса». Более подробно с содержанием данной программы, а также иных мероприятий, можно ознакомиться на сайте Фонда. В настоящее время более тридцати человек из числа студентов, аспирантов и молодых ученых нашего университета, прошедшие конкурсный отбор, выполняют научно-исследовательские работы, ориентированные на решение практических задач в разных областях науки и техники, и одновременно приобретают умение не только в части производства новых научных знаний, но и обращения с ними. Специально для этих целей в период работы смены «Инновации и техническое творчество» форума «Селигер-2010» был организован поток «У.М.Н.И.К., куда были приглашены порядка 400 участников, среди которых были представители Казанского университета и других вузов нашей республики. В рамках специальных занятий по основам бизнеса, создания и жизнедеятельности малых предприятий участникам потока была предоставлена замечательная возможность не только понять, но и прочувствовать значимость умелого сопряжения ума и умения в деле управления процессами превращения новых знаний в потребительскую ценность.
Беседовала Алия САБИРОВА.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»