news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Юная скрипачка из Турции показала казанскую исполнительскую школу

В специальной музыкальной школе при Казанской консерватории выступила студентка колледжа при консерватории г.Адана (Турция) скрипачка Ханде Кюден.

(Казань, 2 апреля, «Татар-информ», Сергей Саввин). В средней специальной музыкальной школе при Казанской государственной консерватории выступила студентка музыкального колледжа при консерватории города Адана (Турция) скрипачка Ханде Кюден.

На музыкальном вечере в зале ССМШ прозвучали Соната №5 Бетховена, «Импровизация» Блоха, «Полет шмеля» Римского-Корсакова, Концерт №5 Вьетана, Прелюдия №20 Шостаковича – Цыганова, «Вечное движение» Новачека (партия фортепиано – Галина Дынькова, Вероника Яруллина). Выступление гостьи из Турции, в программу которого вошли оригинальные скрипичные сочинения и переложения для скрипки и фортепиано, преподаватели и учащиеся ССМШ восприняли с большим интересом, поскольку концерт этот показал международное влияние казанской скрипичной школы: педагоги Ханде Кюден – выходцы из столицы Татарстана. 

«Мы с мужем, он виолончелист, окончили Казанскую консерваторию, много лет работали здесь, а последние 15 лет живем в Турции – работали в оркестре оперного театра города Мерсин, а теперь преподаем в консерватории города Адана», – сказала корреспонденту ИА «Татар-информ» Дания Кайнова.

По словам педагога, профессиональное образование музыкантов, в частности струнников, в России и Турции заметно отличается: в Турции дети знакомятся с инструментом сравнительно поздно, в 10-12 лет, и весь путь обучения «музыкальная школа – музыкальное училище – консерватория» проходят у одного преподавателя. 

«В Турции нет детских музыкальных школ, ребенок сразу поступает в консерваторию, и получается, что 7-летний курс нашей музыкальной школы он проходит за 3-4 года, курс музыкального училища – за год-два, остальное время посвящает совершенствованию исполнительского мастерства. Как и в нашей стране, некоторые выпускники турецких консерваторий продолжают профессиональное обучение – в других городах и в других странах. Так, некоторые мои выпускники сейчас совершенствуются в США, в Германии, – сказала Дания Кайнова, отметив при этом плюсы и минусы системы музыкального образования в Турции: – В Казани я преподавала 17 лет, почти столько же лет преподаю там, и могу сказать: мне кажется, та система интереснее нашей, поскольку педагог должен «собрать» ученика за короткий срок. Обучение идет очень интенсивно. Например, Ханде Кюден учится всего 6 лет, сейчас ей 16 лет, – и уже играет очень сложную программу, участвовала в нескольких крупных конкурсах и победила на конкурсе среди всех скрипачек Турции».

По мнению преподавателя Ханде Кюден по камерному классу Вячеслава Кайнова (он также посетил Казань), российская многоступенчатая система музыкального образования дает лучшие итоги: при всей интенсивности подготовки юных исполнителей в Турции, именно российские пианисты, скрипачи и виолончелисты концертируют по всему миру, становятся лауреатами престижных международных конкурсов, востребованы как профессионалы самого высокого уровня.

«Мне кажется, начинать обучение игре на виолончели в 12 лет – это поздно, да и в 10 лет на скрипке – тоже «впритык». Нам, как педагогам, помогает в Турции то, что мы обучаем детей по своей, индивидуальной системе. Главная сложность – надо попасть «в десятку»: надо, чтобы все сошлось – и ученик оказался способным, и очень хотел заниматься, и был физически готов интенсивно работать, поскольку подождать с началом обучения даже год там не получается – поджимает возраст. И в этом я вижу большой минус такой системы образования», – сказал корреспонденту агентства Вячеслав Кайнов, отметив при этом, что в Турции государством финансируется обучение лишь собственно в консерватории, то есть на старших курсах колледжа, до того обучение ведется за счет семьи ученика, правда, плата за обучение музыке не высокая.

По словам педагогов Ханде Кюден, уровень подготовки начинающих музыкантов-исполнителей в целом в России выше, чем в Турции, однако и там встречаются самородки – именно они и продолжают обучение на старших курсах колледжей, поскольку идет довольно жесткий отсев.

Говоря о репертуарной политике в Турции, гости отметили, что «квот» на исполнение национальной музыки в турецких консерваториях нет, кроме программ специальных конкурсов, однако исполнение сочинений местных композиторов приветствуется. С другой стороны, в учебных заведениях турецких городов есть фольклорные факультеты, по типу наших кафедр народных инструментов, на которых обучаются, в частности, и скрипачи. А в последние годы в Турции стала востребованной и академическая музыка русских композиторов.

Преподаватели и концертмейстеры школы-десятилетки при Казанской консерватории отметили высокий уровень художественного и технического мастерства молодой скрипачки из Турции: мягкий «теплый» звук, свобода левой руки, а также техничность правой, артистизм исполнения, и это при том что, к примеру, бетховенская соната считается «неудобной» в исполнении. «Сложную программу, по уровню – для выпускных курсов консерватории, Ханде Кюден исполнила темпераментно и на очень высоком техническом уровне, и с трудом верится, что она занимается на скрипке всего 6 лет» – прозвучало после скрипичного вечера.

Напомним, в средней специальной школе-колледже при Казанской государственной консерватории периодически проходят выступления учащихся музыкальных школ, училищ и консерваторий Казани и других российских городов, а также мастер-классы и семинары с участием ведущих музыкальных педагогов страны.

Фото Сергея САВВИНА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100