news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Выставка «Нуриев – танец» откроется в Москве

Проект реализуется по инициативе и при поддержке Фонда Черномырдина.

(Москва, 21 февраля, «Татар-информ»). 2 марта в Москве, в Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина, открывается выставка «Нуриев – танец». Она будет работать до 31 марта.

Выставка приурочена к 75-летию со дня рождения (1938 г.) и 20-летию со дня смерти (1993 г.) Рудольфа Нуриева. Однако это не столько воспоминание о великом танцоре, сколько современное прочтение тех культурных кодов, которые он привнес в копилку мирового искусства.

Рудольф Нуриев – легендарная личность: законодатель моды на сцене и лансер в жизни. Его выступления порождали настоящую рудиманию, а многие поступки ставили в тупик и восхищали одновременно, еще больше разжигая интерес публики.

Нуриев изменил балет: мужчина-танцор стал столь же значительной фигурой на сцене, как и балерина. Он с равным успехом выступал в классическом и современном балете, пробовал себя в качестве музыканта, актера, дирижера. Был успешным постановщиком и менеджером (директором Гранд-опера в Париже), незаурядным пиарщиком, умевшим извлекать дивиденды из любых своих поступков.

Легендарному танцору было посвящено немало выставок: показывались предметы из экзотических интерьеров, которыми он себя окружал, его сценические костюмы.
В выставке «Нуриев – танец» главный акцент сделан на другом: как нуриевский артистизм, который порождал в свое время волны рудимании, воспринимается современными участниками художественного процесса?

В экспозицию, помимо фотографий – знаков движения, вошли плакаты и художественно-графические композиции. Специально к выставке был проведен конкурс художественно-графических работ, посвященных творчеству Нуриева, сообщает пресс-центр Полпредства РТ в РФ.

Проект реализуется по инициативе и при поддержке Фонда Черномырдина.

Нам известна масса подробностей о звезде: его романы, заработки, фантастическая работоспособность (в 1975-м он дал 300 спектаклей в год)... В то же время мы не знаем простейших вещей: например, как следует писать: Нуриев или Нуреев?

«Готовя выставку, мы несколько раз меняли «ие» на «ее», и наоборот. В музеях, где хранятся предметы, связанные с танцором, его фамилию пишут по-разному: в Москве и Петербурге через двойное «е», в Казани и Уфе – через «и». Откуда взялись расхождения - понятно.

Если судить по советскому паспорту, то в нем юноша значился как Нуреев. Однако, перебравшись в Европу, он вместе со сменой гражданства изменил и фамилию – Нуриев. Близкие к великому танцору люди тоже придерживаются разных точек зрения.

Пресс-секретарь, работавший со знаменитостью последние годы, сторонник 2 «е»: Нуреев. Родная сестра считала, что правильнее писать Нуриев: дед Рудольфа был неграмотным, со слов могли записать как угодно. К тому же отец (политрук советской армии) менял имя Мухаммед на Хамет. Детство мальчика пришлось на бедственные военные годы, семья с трудом выживала, тут не до букв.

В Уфе и Казани, с которыми Рудольф связан корнями, проходят Нуриевские фестивали – через «и». Название было присвоено им с согласия самой звезды.

Сохранился комментарий танцора, данный во время визита в Россию, где он говорит, что во всем мире известен как Нуриев. Его мнение и стало для нас последним аргументом», - разъясняет куратор выставки «Нуриев – танец» Елена Лебедева.

«Нуриев интересен как своим творчеством (умением преодолевать барьеры между видами искусств, национальными школами, между классикой и новациями), так и своей судьбой. Невозвращенец, эмигрировавший из СССР, Нуриев неизменно ставил творчество выше политики и государственных границ. Его искусство в равной степени принадлежит многим странам, оно наднационально», - рассказывает вице-президент Фонда Черномырдина, руководитель программы «Диалог культур» Светлана Черномырдина.

Поэтому проект сетевой: выставка будет экспонироваться во всех городах, связанных с именем Нуриева: Санкт-Петербурге (в Мариинском театре), Казани (музее «Казанский Кремль»), Уфе. А первый вернисаж – в Москве.

«Рудольф Нуриев – легендарный танцовщик, без его имени уже невозможно представить русский балет XX века. Театральный музей им.А.А. Бахрушина с радостью принял предложение Фонда Черномырдина в организации выставки и дополнил экспозицию уникальными материалами из своей коллекции.

Эскизы декораций, в которых танцевал Нуриев, очень хрупкие. Это исключительный случай, когда они экспонируются», - сообщил генеральный директор Государственного центрального театрального музея им.А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов.

Экспозиция состоит из нескольких разделов: «Пластика танца», «Великие дуэты», «Гражданин мира», «Четыре возраста».

Организаторами выставки выступили Фонд Черномырдина и Государственный центральный театральный музей им.А.А. Бахрушина.

Партнерами выставки являются Полномочное представительство Татарстана в РФ, Фонд Марджани, Мариинский театр, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, музей-заповедник «Казанский Кремль», лаборатория музейного проектирования Российского института культурологии и Московская государственная художественно-промышленная академия им.С.Г. Строганова.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100