Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Возвращение легенды
Почему балет «Легенда о любви» и спустя 50 лет трогает сердца
Большой театр при поддержке ВТБ представляет капитально возобновленный балет «Легенда о любви». Почти полвека «Легенда о любви» — притча о любви двух царственных сестер к юному художнику, о муках выбора и жертвах во имя любви и долга — не сходила с ведущих театральных сцен. Впервые спектакль на музыку азербайджанского композитора Арифа Меликова на основе пьесы турецкого драматурга Назыма Хикмета был поставлен хореографом Юрием Григоровичем и художником Симоном Вирсаладзе в Кировском театре в Ленинграде в 1961 году. В Большом театре премьера «Легенды» состоялась только четыре года спустя.
Победы и преодоления: Григорович и Нуреев
Более полувека назад в Кировском (ныне Мариинском) театре 34-летний хореографЮрий Григорович был назначен постановщиком спектакля, которому суждено было стать эпохальной вехой в истории советского балетного искусства. Артисты были полны энтузиазма — «Легенду» репетировали сразу несколько звездных составов. Но Григорович, создававший свой собственный хореографический стиль, делал ставку на молодых и тогда мало кому известных дебютантов. В партии художника Ферхада, завоевавшего сердца властной царицы Мехменэ Бану и ее трепетной сестры Ширин, постановщик хотел видеть только одного исполнителя — Рудольфа Нуреева.
Обратить внимание на талантливого новичка Григоровичу посоветовал педагог Александр Пушкин. «Как-то Саша сказал мне, что у него есть ученик, очень способный, — вспоминал спустя годы хореограф. — Я посмотрел на Нуреева и подумал: это — Ферхад. Татарчонок, тоненький, очаровательный. Но с характером у него было плохо».
Жестким, деспотичным нравом отличался и сам хореограф, не допускавший во время работы никаких компромиссов. Это и послужило причиной конфликта, почва для которого, впрочем, была хорошо удобрена и подготовлена. В те годы балетную труппу Кировского возглавлял известный классический танцовщик и хореограф Константин Сергеев, обошедший конкурентов в нелегкой борьбе за это место. Ажиотаж, царивший вокруг «Легенды» и ее автора, раздражал Сергеева. В харизматичном Григоровиче он видел опасного соперника и успеха ему не желал. Началась подковерная игра: расписание артистов составлялось так, чтобы репетиции у Григоровича и в других спектаклях по времени совпадали, что вносило сумятицу и тормозило творческий процесс. Скандал разразился, когда генеральная репетиция «Легенды о любви» была поставлена в одно время с репетицией «Лауренсии», в которой Нуреев танцевал с Аллой Шелест. Григорович был в ярости. «Если ты сейчас уйдешь, то можешь не возвращаться!» — таков был вердикт постановщика. «Что ж, тогда я не вернусь», — принял решение Нуреев. Так «Легенда о любви» лишилась своего главного героя.
По свидетельствам друзей, Нуреев был страшно расстроен и не оставлял мыслей когда-нибудь станцевать «свою роль». Вскоре во время гастролей в Париже он попросил политического убежища и остался на Западе. Его чемодан, прибывший из Парижа в аэропорт Лондона, был набит купленными во Франции тканями для костюма Ферхада. Спустя годы, уже будучи мировой звездой, Нуреев признался репетитору Мариинского театра Марине Шамшевой, что Ферхад был его мечтой. «Передайте Сергееву, — сказал ей танцовщик, — что я жалею лишь о том, что не станцевал “Легенду о любви”».
Между тем премьера состоялась и имела грандиозный успех. Партию Ферхада станцевал Александр Грибов, Ольга Моисеева стала Мехменэ Бану, будущая прима Кировского, последняя ученица великой Вагановой Ирина Колпакова воплотила образ Ширин. Несмотря на все усилия по срыву спектакля, он сразу же безоговорочно был признан шедевром. Дмитрий Шостакович восхищался «Легендой о любви», а великая Галина Уланова, говоря о спектакле, горько сожалела, что сама больше не танцует.
Золотой век «Легенды»: Плисецкая, Бессмертнова, Лиепа.
В 1964 году Юрий Григорович был назначен главным балетмейстером Большого театра. Его первой работой на прославленной сцене вновь стала «Легенда о любви». Премьеру танцевали звезды Большого — прима Майя Плисецкая, жена и муза Григоровича Наталия Бессмертнова и молодой танцовщик Марис Лиепа, для которого партия Ферхада стала началом головокружительной карьеры.
Решение о постановке «Легенды» в Москве было закономерным — ленинградский спектакль пользовался невероятной популярностью. Одной из причин того был невиданный по тем временам эротизм балета. В любовном дуэте принцессы Ширин и ее возлюбленного зрителей потрясала невероятная акробатическая поддержка: танцовщик поднимал балерину так, что ее голова оказывалась внизу, а ноги наверху раскрывались в шпагате. Ту же позу в своих эротических мечтах о Ферхаде повторяла и Мехменэ Бану, отдавшая красоту в обмен на выздоровление сестры и навсегда закрывшая лицо платком. Смелые решения хореографа были столь новаторскими, что вызывали неподдельное недоумение у артистов старой школы. Прима Кировского театра Наталья Дудинская говорила, что если бы ее даже умоляли станцевать «подобный ужас», она бы ни за что не согласилась. Были и те, кто возмущался царившей на сцене «безнравственностью». Знаменитый шпагат даже стал темой обсуждения на специальном заседании Ленинградского обкома КПСС, что в то время могло бы привести к мгновенному снятию спектакля с репертуара. «Легенду» спасло то, что балет, как было доподлинно известно, нравился генеральному секретарю Никите Хрущеву. Против его авторитетного мнения пойти никто не решился. В Москве Григорович не отказался ни от одной из своих находок, но все же московская «Легенда» запомнилась прежде всего ярчайшими работами выдающихся исполнителей — легендарных звезд Большого балета. «В “Легенде о любви” была одна из моих лучших ролей, — вспоминала Майя Плисецкая. — Мехменэ Бану — уникальный персонаж. Жанна д’Арк, Джульетта, Франческа отдали свою жизнь, но ни одна из них не пожертвовала красотой. Сыграть, прожить, станцевать такую жертву — это было что-то немыслимое, совершенно потрясающее».
Возрождение «Легенды»: Цискаридзе, Лопаткина
Балет «Легенда о любви» был поставлен во многих российских и зарубежных театрах. Его жизнь долгие годы продолжалась и там, где «Легенда» была рождена, — в Большом и Мариинском. В 1998 году спектакль ушел из репертуара Большого театра, но лишь для того, чтобы вернуться через четыре года. Ее восстановлением Юрий Григорович занимался лично, как и всегда. Одной из его ассистенток стала великолепная Ширин первой московской премьеры — Наталия Бессмертнова. «Это один из самых дорогих для меня спектаклей, — признавалась тогда балерина. — В нем важно все: стилистика, хореография, эмоциональный накал, выразительность, чувства, переполняющие главных героев». Все эти качества тогда в полной мере удалось воплотить премьеру труппы и любимцу публики Николаю Цискаридзе. «Балетоманы тоскуют по Николаю Цискаридзе, — делился впечатлениями Ариф Меликов. — Его Ферхад был настолько вдохновенен, что мог бы на досуге расписать три дворца и прорубить три скалы».
В Мариинском театре «Легенда о любви» шла нечасто, но оставалась в репертуаре. К 80-летнему юбилею композитора балет обрел новую жизнь благодаря царственной примадонне современного балета Ульяне Лопаткиной, станцевавшей партию Мехменэ.
На сцене Большого театра «Легенда о любви» в очередной раз возрождается в 2014 году — спустя почти полвека после московской премьеры. Под руководством Юрия Григоровича спектакль репетируют артисты, составляющие славу сегодняшней труппы театра. «Я счастлив, что история “Легенды” продолжается, — говорит Ариф Меликов. — И очевидно, что это история преодоления и побед, и она по-прежнему трогает сердца. Значит, мы правильно угадали когда-то — сделали то, что близко людям во все времена».
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»