news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Водобоязнь. Речной туризм идет ко дну

После трагедии с «Булгарией» отрасль круизного речного туризма того и гляди сама пойдет ко дну. Перепуганные клиенты возвращают в турфирмы ранее купленные путевки, а новых желающих походить по реке на комфортабельном теплоходе теперь днем с огнем не сыщешь. Из-за этого компании несут многомиллионные убытки и спешно переключаются на другие виды туризма - сухопутные.

Параллельные миры


Пресс-конференцию, посвященную ситуации на рынке круизного туризма, дали в понедельник представители казанских турфирм, а также Минмолспорта РТ. Чтобы настроить журналистов на положительную волну, их пригласили для разговора на теплоход «Ф. Жолио-Кюри», который как раз возвращался в Казанский речпорт из двухнедельного круиза до Питера. На приближающемся теплоходе играла веселая музыка, молодежь танцевала на палубах, у бортов стояли счастливые туристы и махали руками встречающим. А рядом с причалом расположилась стихийная «стена плача» с цветами, фотографиями, мягкими игрушками и спасательными кругами. К ней постоянно кто-то подходил - плакал или молчал… Создавалось ощущение двух параллельных миров. В одном - безмерное горе от потери близких людей, в другом - счастье от удачно проведенного отпуска.

- Как бы цинично это ни прозвучало, но жизнь продолжается, - призналась мне одна из пассажирок «Ф. Жолио-Кюри» по имени Ольга, сошедшая с теплохода с ребенком. - Молния в одно дерево дважды не ударяет, мы с сынишкой давно мечтали об этой поездке. Конечно, когда отправлялись в путешествие от казанского причала, эмоции были не самые приятные, но потом ничего…

Проверяют в каждом порту

Как заверил зам. министра по делам молодежи, спорту и туризму РТ Сергей Иванов, после трагедии с «Булгарией» было проверено техническое состояние всех круизных речных судов, разрешения на их эксплуатацию и прочие документы. Так что туристы сейчас могут быть уверены в своей безопасности.

Стоит отметить, что на татарстанском рынке круизного туризма можно приобрести путевки на 26 теплоходов, из которых 21 судно является транзитным и 5 судов находятся в собственности или во фрахте у местных турфирм - это «Ф. Жолио-Кюри», «Павел Миронов», «Борис Полевой», «Арабелла», «Герой Александр Головачев».

Представители турбизнеса тоже подтвердили, что теплоходы теперь проверяют в каждом порту. При этом проверяющие забираются в самые отдаленные уголки судна, тщательно изучают документы… В общем, руководствуются принципом «лучше перебдеть».

Тем не менее шок, который вызвала у всех гибель «Булгарии», оказался слишком силен, чтобы так быстро обо всем забыть.
- У наших туристов настоящая паника, они боятся воды, - посетовал замдиректора ЗАО «Бюро путешествий «Столица» Сергей Мильграм. - Люди обвиняют нас в том, что мы посылаем их на смерть. Но ведь это не так! Путешествия на теплоходах - самый безопасный вид отдыха. Сравните статистику аварий на самолетах, автомобилях, поездах. Всё сразу станет ясно.

70 лет для корабля - не возраст

В России уже 18 лет не приобретались и не строились новые теплоходы. В Татарстане средний возраст круизных судов приближается к 50 годам. Но это еще что. В Перми, к примеру, ходит теплоход «Николай Толстой», которому 112 лет…

- 70 - 80 лет для круизного корабля - не возраст, - уверен руководитель казанского филиала турфирмы «Самара-Гермес» Искандер Гильманшин. - Главное - соблюдать правила эксплуатации, проводить техническое обслуживание и вовремя делать ремонт. Даже если ты не хочешь делать ремонт, тебе придется это сделать, поскольку каждый четвертый сезон судно проходит «техосмотр», когда рентгеновским способом осматривается его состояние. Если где-то есть гниль, часть корпуса меняется в сухом доке. Без этого разрешение на выход на реку ты ни по какому блату не получишь!

Заграница нас добьет?

К примеру, арендатор «Ф. Жолио-Кюри» - фирма «Волжские путешествия», по словам ее директора Вячеслава Самолина, ежегодно тратит 2 - 3 миллиона рублей на ремонт теплохода. Для того чтобы поездка не принесла убытки, на теплоход необходимо продать хотя бы 218 путевок из 288 имеющихся. Плюс к тому 62% от общего числа навигационных дней теплоход должен находиться в круизе, иначе фирма опять же не окупит затраты на его содержание, зимнюю стоянку, питание пассажиров, зарплату команде, портовые сборы и многое другое. В этом году компания продала путевок на 8 миллионов рублей меньше прошлогодних показателей. На улучшение ситуации в ближайшие годы в компании не надеются, поэтому всерьез подумывают о том, чтобы отказаться от предоставления такого вида туристических услуг, как круизы на теплоходе.

- В начале 90-х путевки на теплоходы продавали две компании - «Татарстан-турист» и «Спутник», - вспоминает Вячеслав Самолин. - После того как в сфере туризма отменили лицензирование, путевки можно продавать в любом киоске по ремонту обуви, никто этого не запрещает. Отмена лицензий в туризме дала негативные результаты… Другая проблема - эксплуатацию и ремонт теплоходов раньше осуществляло речное пароходство, питанием занималась контора судовых ресторанов. Нашей задачей было только хорошо продавать путевки и вовремя платить пароходству деньги за аренду. Однако в 1997 году все речные пароходства перешли в частные руки, и государство выстроило наши отношения с ними таким образом, что вся ответственность за организацию речных круизов легла на плечи турфирм, которые арендуют теплоходы. Мы теперь - и пароходство, и завод по ремонту, и комбинат общественного питания, и кузница кадров… Тем временем пароходство только собирает деньги за аренду. А ведь каждый должен заниматься своим делом.

Впрочем, по мнению Самолина, все эти проблемы скоро могут разрешиться сами собой…

- 5 июля вступила в силу поправка к Водному кодексу. До этого по нашим рекам можно было ходить только под российским флагом. Теперь эти ограничения сняты. Нам объясняют, что это из-за яхт, дескать, иностранцы хотят побывать в России. Но мне кажется, что когда нас примут в ВТО, на российские реки выйдут иностранные компании с современными кораблями и наш хилый речной флот будет просто не в состоянии с ними конкурировать. Большинство кораблей придется поставить в док, а команду распустить.

Олег ПЛАТОНОВ

 
news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100