Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Владимир Вдовиченков: Фильм «Байгал» – это история «маленького человека», каких в кинематографе мало
Ильдар Ягафаров презентовал свой новый полнометражный фильм на площадке XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино.
(Казань, 11 сентября, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). В кинотеатре «Родина» на площадке XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино состоялась презентация нового художественного фильма татарстанского режиссера Ильдара Ягафарова «Байгал». В региональной ленте снялся известный российский актер Владимир Вдовиченков, который, прибыв в столицу Татарстана, стал почетным гостем фестиваля и рассказал гостям о своей роли в картине и своем взгляде на трагедию «маленького человека».
Полнометражная мелодрама с элементами детектива «Байгал» начала сниматься в прошлом, 2016 году. Сейчас фильм находится на стадии постпродакшн: полностью готов его черновой вариант, который уже отправился в Москву на цвето- и звукокоррекцию. Стоимость ленты татарстанского производства без учета «московской коррекции» составила около 4,5 млн рублей – деньги символические для полного метра. Ранее Ягафаров говорил, что коррекция ориентировочно обойдется в 10 млн рублей. Планы у режиссера на этот раз грандиозные: если уж не вывести региональную ленту в национальный прокат (как он заявлял ранее), то как минимум продать ее в национальные республики: Якутию, Башкортостан и Бурятию.
Помимо Вдовиченкова звезд режиссер больше приглашать не стал, большинство занятых на съемочной площадке «Байгала» – отнюдь не профессиональные киноактеры, татарстанские деятели искусств и артисты республиканских театров. Роль главной героини исполнила бывший главный продюсер телеканала «Татарстан – Новый век», ныне руководитель «Татаркино» Миляуша Айтуганова. Она же возглавила продюсерскую группу проекта. Главного героя играет татарстанский преподаватель актерского мастерства Ренат Галимов.
Сценарий фильма был создан на основе пьесы Мансура Гилязова. В центре сюжета – судьба главного героя Галимжана, который долгие годы проживает в одиночестве в небольшом обветшалом домике на окраине татарской деревни. Много лет назад у Галимжана было все: любимое дело, любимая женщина и мечты. Сейчас же персонаж влачит довольно жалкое существование: старому рыбаку еле-еле хватает улова на то, чтобы прокормить себя, но судьба ставит перед ним неожиданную и, казалось бы, невыполнимую задачу. Сын главного героя попал в беду, ему необходима крупная сумма денег, которую просто не в состоянии найти Галимжан. После нескольких неудачных попыток выкарабкаться он просто впадает в отчаянье, осознавая свою неспособность что-либо изменить.
В этот самый момент в реалистическую историю вмешивается фантастическая линия, эхо которой можно проследить с самого начала фильма: легенда о волшебной рыбе Байгал, обитающей в Волге. Фактически, Байгал – это белуга. По преданиям, она приносила счастье тому, кто ее поймает. В фильме Ягафарова, по его собственному признанию, Байгал – это рука Бога. Это существо, которое появляется в самые исключительные моменты, когда человеку плохо и ему нужно помочь. В картине звучит мысль о неизбежности хода вещей, принятии судьбы, вере. По замыслу режиссера, фантастическая рыба удивит зрителя своим внешним видом. Во многом из-за нее фильм и был отдан на коррекцию и рисовку графики московским мастерам.
70 процентов всей базовой озвучки в картине – на татарском языке. На русском языке новый фильм Ильдара Ягафарова озвучивал главный режиссер Татарского академического театра имени Г. Камала Фарид Бикчантаев. Интересно, что даже герои, в исходном варианте фильма говорящие по-русски, делают это с татарским акцентом. Сложно разобраться, придает ли это картине особую атмосферность или же ставит на ней клеймо малобюджетной региональной ленты для внутреннего проката. На презентации гости кинофестиваля увидели не полную версию фильма, а только два черновых эпизода без коррекции, поэтому составить полное мнение о проекте зрители смогут только через несколько месяцев, когда Ягафаров объявит о завершении работы над картиной и ее выходе в прокат.
На презентации режиссер заметно волновался и постоянно оправдывался перед гостями. «Я хотел бы подчеркнуть: вы видели только часть картины, самое интересное мы не показали, мы очень надеемся, что доведем эту работу до конца. На мой взгляд, не хватает цветокоррекции, работы со звуком, не хватает компьютерной графики. Поэтому сейчас могут быть шаги громче, чем надо, или прибой», – обратился к зрителям Ягафаров после просмотра эпизодов.
К большому сожалению, появившись в зале, Владимир Вдовиченков перетянул на себя большую часть внимания публики, неосознанно отвлекая зал от «Байгала». Добрую половину времени, отведенную на обсуждение киноленты, заняли вопросы из зала о профессиональных заслугах и планах известного актера. Когда Вдовиченков все же получил возможность рассказать о картине и ее значении для него как для актера, то пояснил, что для него «Байгал» – это в первую очередь фильм о трагедии и конфликте «маленького человека», который вынужден принимать обстоятельства, будучи не в силах с ними справиться.
«Это история "маленького человека", которая в результате не выливается в какой-то героический подвиг или героическое свершение, история "маленького человека", загнанного обстоятельствами. Он как в античной трагедии – не властен над ними, не может их изменить и в отчаянии обращается к высшим силам. Таких историй про простого человека мало в кинематографе, поэтому "Байгал" показался мне интересным. Обычно любят и жалуют истории про героев», – пояснил артист.
Волнение Ильдара Ягафарова было абсолютно оправданным. Мало того, что зал, рассчитанный на несколько сотен человек, был забит под завязку и на презентации присутствовал весь цвет татарстанского кинонематографа, а к картине руку приложили многие мэтры театрального искусства Татарстана, так в первом ряду расположился прославленный советский и российский сценарист, режиссер и актер Виктор Мережко.
Гость отметил, что картина, конечно, на массовый прокат не рассчитана, «Байгал», скорее, подойдет для фестивалей. «Особенный фильм, у вас очень хороший оператор. Здесь чувствуется атмосфера. Ваш фильм нужно не просто смотреть, а думать над ним. Он как хорошая книга, как поэма. В России есть большая татарская диаспора, можно предположить, что интересен он будет многим», – сказал он.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»