news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Владимир Демченко: «Произведения Тукая имеют воспитательный характер, как и его скульптура»

Знаменитый скульптор выдвинут на соискание премии Тукая «Творческим союзом художников России» в 2017 году.

Владимир Демченко: «Произведения Тукая имеют воспитательный характер, как и его скульптура»

(Казань, 17 марта, «Татар-информ», Айгуль Мингазева). В Министерстве культуры РТ состоялось заседание по Государственным премиям Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая, где рассмотрели произведения и работы, выдвинутые на соискание премии. Одним из кандидатов на госпремию стал Владимир Демченко за скульптурную композицию «Габдулла Тукай» в городе Набережные Челны, выдвинутый региональной общественной организацией «Творческий союз художников России».

Владимир Демченко известен в Татарстане своим неповторимым мастерством в создании скульптур. Знаменитый ваятель родился 8 апреля 1949 года в чеченском городе Гудермесе. Высшее художественное образование получил в Московском государственном художественном институте им.Сурикова и Грозненском государственном университете.

Вчера он дал эксклюзивное интервью корреспонденту ИА «Татар-информ».

Владимир Андреевич, расскажите, пожалуйста, о композиции «Габдулла Тукай», представленной в Набережных Челнах.

При работе над композицией «Габдулла Тукай» на каждую фигуру ушло по полгода. Процесс создания был невероятно интересным. Когда я лепил фигуру Г. Тукая, мне читали стихотворения великого поэта на татарском и русском языках. На татарском – чтобы услышать живой звук. Именно через родной язык можно прочувствовать дух того времени. Стихотворения сами подсказали мне композицию. Все мысли и характер Тукай отразил в своих произведениях.

Кому принадлежит идея создания скульптуры?

Еще больше шести лет назад ко мне поступило предложение создать памятник Г. Тукая. Идея мне очень понравилась, поскольку я знаю его биографию и бесценный вклад в татарскую культуру. Я начал рисовать эскизы, они понравились руководству. Согласовав все детали, я приступил к работе над этим необычным проектом.

Расскажите о своем видении «Габдуллы Тукая». Что вы хотели сказать данной композицией?

В скульптуре Габдуллы Тукая хотелось отобразить его произведения. В данной композиции в окружении великого татарского поэта находятся Водяная, Шурале, Кисекбаш, Волк, Баран с Козой и другие его «детища». Как известно, все произведения Тукая имеют воспитательный характер, о скульптуре я могу сказать то же самое. Если плохая скульптура, она плохо воспитывает, если хорошая – положительно. Хотелось, чтобы данная работа была напоминанием и взрослым и детям о произведениях искусства, которые живут рядом с нами.

Говоря о вашем творчестве, какую работу вы считаете наиболее известной?

На самом деле, известных работ много и что-то одно выделить тяжело. Каждая скульптура создана с определенной целью и ценится за свою особенность. Могу выделить такие работы, как «Волчица Ашина», «Партизан», «Зодчие», «Улу-Мухаммед» и др. В позапрошлом году в Чистополе открыли первый в России памятник Борису Пастернаку, потому что во время оккупации поэт находился именно там. Могу особенно выделить памятник Цветаевой в Елабуге, где она провела последние дни своей жизни. «Зодчие» в Казанском Кремле – одна из моих первых работ. На данный момент у меня 60 одобренных проектов по истории татар. Я плотно работаю с Институтом истории имени Марджани, которым руководит Рафаэль Хакимов. За все время своей деятельности в Татарстане я занимался созданием образов многих деятелей татарской культуры, просвещения и науки. А именно – Кул Гали, Шигабутдина Марджани, Гаяза Исхаки и других. Чтить своих предков – это благое дело.

Что для вас создание скульптур?

Это моя жизнь. Я занимаюсь созданием скульптур каждый день. Свое любимое дело стараюсь совмещать с бытовыми делами. Если человек выбрал себе профессию с самого детства и во взрослой жизни продолжает ее «играть», то он будет чуточку счастлив. Художник счастлив тогда, когда себя, свой внутренний мир может отразить в полотне. Если скульптор неважно относится к своему персонажу, он слепит его плохо. Каждая работа деятеля искусства должна определенным образом на него воздействовать, чтобы, отходя от своего творения, он хранил в памяти особые чувства и воспоминания о нем.
 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100