news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Виталий НАУМКИН: «Евроислам как наследник джадидизма – это вклад российских мусульман в сокровищницу идей и моделей современных исламских обществ»

Виталий НАУМКИН: «Евроислам как наследник джадидизма – это вклад российских мусульман в сокровищницу идей и моделей современных исламских обществ»

5 ноября в Нижнем Новгороде прошел Всероссийский мусульманский форум, на котором возможность высказаться по актуальным проблемам ислама в России получили не только религиозные деятели, но и представители научных кругов. Выступления на пленарном заседании форума директора Центра арабских исследований Института востоковедения Российской академии наук и президента Центра стратегических и политических исследований Виталия Наумкина, а также интервью с ученым корреспондента агентства «Татар-информ» мы предлагаем вашему вниманию.

«Я хотел бы коснуться вопроса о том, с какими проблемами сталкивается сегодня российская умма. Мы живем в сложном мире, где, к сожалению, существует острое соперничество между нациями, конфессиями, государствами, и порой громко заявляют о себе ненависть, ксенофобия, терроризм. Исламский мир в целом сегодня сталкивается с наиболее серьезными вызовами за всю историю своего существования. Располагая высоким потенциалом, имея неоспоримые заслуги перед человечеством за тот гигантский вклад в мировую науку, культуру, сделанный исламской цивилизацией на протяжении многих веков, исламский мир сегодня разобщен, недостаточно развит в экономическом, военном, политическом отношении, чтобы обеспечить достойную жизнь, процветание и благоденствие всех его граждан. В течение веков, демонстрируя другим культурам образцы толерантности, свободомыслия, исламский мир сейчас столкнулся с тем, что за его пределами, особенно на Западе, в результате террористических актов, которые совершаются под прикрытием исламских лозунгов, исламский мир воспринимается как источник угрозы. Отношения между исламским и неисламским миром значительно ухудшились, и исламофобия нередко проявляет себя в поведении и политике отдельных групп людей, особенно на Западе.

В то же время нельзя отрицать того, что глобализация, дающая немало возможностей всем государствам мира, зачастую принимает уродливые формы, навязывает исламскому обществу культурные образцы, которые вызывают отторжение и протест. Деятельность религиозных экстремистов, подрывающая ислам изнутри и осложняющая его отношения с другими обществами, с одной стороны, и с другой - размывающая исламскую самобытность глобализация представляют собой две стороны того геополитического вызова, с которым сегодня сталкивается весь исламский мир. Он страдает от разобщенности и распрей, мешающих в полной мере реализовать потенциал живущих в нем народов.

Российская умма, на мой взгляд, - это триединая сущность, она одновременно интегральная часть великого российского народа, один из оплотов крепнущей российской государственности. Свидетельство тому - праздник 4 ноября, День народного единства, установленный в честь события, когда мусульмане вместе с православными спасли наше Отечество от опасности. Во вторых, эта умма - составная часть большого исламского мира и, в третьих, она является сообществом разных этнических групп, каждая из которых имеет свои устои, самобытную культуру, свои интересы. Именно поэтому умма сталкивается с теми вызовами, с которыми встречаются с одной стороны Россия, с другой - весь мир ислама.

Российская умма, как и все другие части исламского мира, оказалась зараженной бациллами экстремизма, который, как известно, не имеет здесь никаких корней. Среди российских мусульман господствует традиционный толерантный ислам, основанный на местных традициях и обычаях. Он черпает вдохновение из джадидизма. Именно джадиды много лет назад были против слепого следования авторитетам, признавали равноправие мужчин и женщин, заимствовали лучшие достижения европейской науки и техники, призывали к открытости, толерантности, развитию современного образования. Это нам также необходимо сегодня, как и сто лет назад. Идеи джадидов служили источником вдохновения для многих модернизаторских моделей ислама, например для ислама, существующего сегодня в Турции. Говоря о российском модернизме и о традиционном исламе, могу сослаться на статью своего коллеги Рафаиля Хакимова, где он призывает к модернизации ислама. Весь ханафитский мазхаб (толк ислама) находится на этапе адаптации к современному миру, которая ведется в интеллектуальных кругах российской уммы. Чем больше будет этого поиска, тем больше будет интеллектуалов, высокообразованных знатоков ислама, тем лучше будет для России.

Длительный опыт проживания в условиях светского государства не мог не наложить отпечатка на образ жизни и мышление российских мусульман, которые отвергают салафитские модели теократии. Евроислам как наследник джадизизма – это вклад российских мусульман в сокровищницу идей и моделей современных исламских обществ. Это философия, которая, возможно, позволит избежать кризиса, сотрясающего государства. Толерантный ислам находит свое достойное воплощение в этой концепции.

Опыт сосуществования мусульман и православных в нашей стране - это то, чем все мы должны гордиться, это большое преимущество российской мусульманской уммы наряду с ее высокой духовностью. Радикализация ислама в развитии общества не вызвана экономическими причинами и не является составной частью исламской культуры, она является результатом декультуризации мусульман, когда мусульмане, живущие в Европе, не имеют возможности обрести свою идентичность. Они занимаются только самообразованием, происходит индивидуализация веры, разрыв между поколениями, отрицание авторитетов, в том числе и религиозных, ослабление семейных связей, недостаточная социализация, замкнутость в узком кругу. Эта декультуризация приводит к поиску своей идентичности в какой-то воображаемой, виртуальной умме. Поэтому мусульманская культура и уникальная история ее развития в условиях российского государства и отличают нас.

Российской умме недостает стратегии: стратегии взаимоотношения с другими конфессиями, с другими народами, стратегии подготовки религиозных кадров, стратегии развития регионов с преобладающим населением мусульман.

Мы обратились к Виталию Наумкину с просьбой пояснить некоторые из позиций, высказанных в его выступлении.

Виталий Вячеславович, объясните, пожалуйста, как проявляется триединая сущность российской мусульманской уммы на примере конкретного российского мусульманина?
Я говорил о том, что называется множественной идентичностью. Когда одна община - в данном случае исламская умма и люди, входящие в нее, чувствуют себя составной частью нескольких сообществ. Одним из сообществ является сама умма – принадлежность к сообществу российских мусульман. Она является одним из видов самосознания, которым обладает человек, мыслящий себя как верующий мусульманин. Второе – это то, что человек является членом какой-то этнической группы, естественно, у него есть и этнические интересы, интересы этой группы, ее культура, обычаи, которые отличаются от общемусульманских, и очень часто ценности национальности могут быть дороже ценностей уммы, потому что это самые насущные повседневные интересы человека. А третье – это принадлежность к большому исламскому миру, потому что верующий мусульманин переживает и за весь мусульманский мир. Он себя чувствует составной частью общего исламского мира, и принадлежность к нему ставит общие проблемы, общие вызовы, общие условия. Эти три вида принадлежности определяют самосознание человека, входящего в российскую исламскую умму.

Это идеальный вариант. Однако немало примеров, когда в сознании современного российского мусульманина присутствуют такие составляющие, которые могут вступать в противоречие друг с другом, как, например, в случае с новообращенными мусульманами русской национальности.

Человек, который меняет религию, неизбежно входит в какую-то маленькую маргинальную группу и неизбежно подвергается нездоровому отношению со стороны своего бывшего конфессионального сообщества. Это естественно. Переход из одной веры в другую с точки зрения тех, откуда он ушел, не является похвальным делом, поэтому у этих людей специфическая судьба, но если они выбрали такую судьбу по велению души, совести, то это заслуживает уважения. Новообращенным мусульманам недостает связи с крупным этническим коллективом, не хватает идентичности. Им приходится немного трудней, но многие из них в целом комфортно себя чувствуют.

Каковы причины для консолидации российской мусульманской уммы, о необходимости которой много говорилось на форуме?
Для консолидации российских мусульман сегодня не хватает предпосылок. Мы живем в эпоху, когда само государство становится на ноги как полиэтническое и поликонфессиональное государство. Но в этом государстве каждая этническая группа возвращается к своим корням, где национально-этническое самосознание и национально-этническая идентичность являются главными составляющими. На мой взгляд, для татарина пока еще важнее то, что он татарин, нежели чем мусульманин. В условиях новой государственности идет притирка.

Религия играет очень важную роль, но консолидировать всех мусульман вместе и позволить забыть об этнической принадлежности, как было когда-то в дореволюционной России, она пока не в состоянии. Народы хотят встать на ноги, осознать себя этнической группой со своими интересами, своей культурой, и объединение по религиозному признаку с другими этническими группами для них возможно только по каким-то отдельным вопросам, например, по взаимоотношениям между исламом и православием.

Правомерно ли проводить параллель между I Всероссийским мусульманским съездом 1905 года и Всероссийским форумом мусульман, состоявшимся только что? Первое было безусловно политическое мероприятие, проходившее подпольно и ставшее точкой отсчета истории политической активности мусульман России. Сегодня же религия отделена от государства и политической силы не имеет.

Форум, который прошел только что, не чисто религиозный съезд, хоть главный его компонент религиозный. В нем приняло участие много людей, которые не являются по-настоящему верующими, а также представители других конфессий. Этот форум, во-первых, явление выходящее за рамки чисто религиозного, но в то же время не политическое. Однако любое крупное общественное движение, в том числе и с религиозным компонентом, не может не иметь политической направленности. Прошедшее мероприятие, на мой взгляд, явление общественно-политической жизни и оно может быть «опрокинуто» в политическую жизнь, но без того, чтобы становиться партией.

Означает ли это, что вы считаете форум состоявшимся?
Данный форум еще возможно не совсем состоялся. Ввиду объективных причин не все крупные личности присутствовали. Хотелось бы, чтобы он был более представительным. Но поскольку такой съезд - первый опыт в новой России, это хорошее начало, которое может иметь удачное продолжение.

Как вы относитесь к идее учреждения Совета улемов?
Я считаю идею учреждения Совета улемов очень правильной. Совет улемов - это такая богословская сила, которая может определить, что хорошо и что плохо, и отстаивать интересы настоящего российского ислама, что сейчас крайне необходимо. Административно-управленческих органов таких, как духовные управления мусульман, для этого недостаточно. Совет улемов – это совещательная организация мусульманских ученых. Готово ли сегодня к этому мусульманское сообщество, есть ли достаточное количество образованных людей, я не знаю. Хорошо, если совет сможет вобрать в себя таких людей, даже для того, чтобы грамотно вести теологические споры с экстремистами.

Некоторые думают, что Совет улемов будет чем-то править, что это будет бюрократически-управленческий орган, и боятся его. Но отбор не должен вестись по административному принципу, нужно включить в совет действительно грамотных людей.

Ваше отношение к концепции евроислама?
Мое отношению к идее евроислама позитивное, если понимать его как общее название для модернизированного, современного, очень толерантного вида религии. По большому счету, ислам один, он множественен потому, что плюралистичен, в нем нет ортодоксии. Ведь ислам отличается от христианства тем, что в нем нет ортодоксального толка.

Господствующим толком ислама является ханафитский мазхаб, в рамках которого возможно существование ислама с очень терпимым отношением к другим конфессиям Он ориентирован на сосуществование и современное образование, на вхождение в общемировое сообщество, сообщество высокоразвитых государств. Как говорят идеологи евроислама, нам по пути с развитыми странами мира.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100