news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Виктор ДИЦ: «В 1993 году было учреждено Казанское немецкое общество имени Карла Фукса…»

В интервью агентству «Татар-информ» директор АНО «Немецкий дом Республики Татарстан», председатель Совета татарстанского пробства Лютеранской церкви Европейской части России Виктор Диц рассказал о прошлом, настоящем немецкой общины республики, поделился планами на будущее.

Виктор Георгиевич, в последние десятилетия в стране произошли глубокие перемены. Что изменилось в жизни российских немцев за эти годы?
В. Д.:
История российских немцев не похожа на историю других народов нашей страны. У каждого народа своя судьба. Современные российские немцы – это субэтнос российского и германского народов. Более того, хочется подчеркнуть, что в тот момент, когда наши предки переселялись в Россию, Германии как государства не существовало, поскольку появилось оно во второй половине XIX века. Основная часть переселенцев, сохранивших свое этническое самосознание, относится к временам Екатерины II.

Немцы – это единственный из народов России, который в сталинские времена был репрессирован, но так и не реабилитирован. После Второй мировой войны начала осуществляться глобальная русификация немцев, проживавших на территории СССР: немецкий язык считался языком врага. Поэтому в настоящее время общение между представителями нашей общины происходит на русском языке.

Фактически народ выжил чудом, и, как только не стало «железного занавеса», из России хлынули эмиграционные потоки немцев в Германию. В настоящее время на территории ФРГ проживает около одного миллиона российских немцев, и сейчас у каждого из нас в Германии много друзей и родственников. Однако, именно переселенцы из бывшего Советского Союза больше русские, чем немцы.

Сейчас мне думается, что сам термин "российские немцы" – это продукт мифотворчества идеологов нашего движения конца 80-х - начала 90-х. Как ни грустно, но стоит отметить, что наш субэтнос медленно умирает. Подавляющее большинство немцев –2,7 млн. человек – покинуло страну. Кроме того, мы все чаще слышим от этих людей о том, что они приехали на свою родную землю, а не на свою историческую родину. Конечно, это во многом обусловлено и отношением со стороны самого государства и части германского общества, однако это уже вопрос политический. Для Германия иммигранты – огромное демографическое подспорье, ведь Европа стареет. Если раньше в местах, где не требовался интеллектуальный труд, работали выходцы из Турции, то сейчас германские власти забили тревогу - внутри ФРГ создается «маленькая Турция», и многим из тех, кто её населяет, уже не нужен немецкий язык - в рамках своей общины они могут свободно общаться друг с другом.

Выходцы из бывшего СССР, переселившиеся в Германию – это очень разномастная публика, но в большинстве своем они не утратили своих трудовых навыков и берутся за любую работу. Они денно и нощно готовы трудиться, чего не скажешь теперь о коренных немцах ФРГ. Процесс ассимиляции, конечно, проходит не так гладко и быстро, как многим хотелось бы. Страницы германских газет пестрят заголовками о том, что молодые немцы из России отличаются высоким уровнем криминализации – это, естественно, вызывает обратную реакцию.

Как я уже говорил, основная волна эмиграции немцев из России пришлась на начало 90-х годов: сейчас процесс замедлился. Это во многом связано с тем, что за время, прошедшее после войны, отношение к нам очень сильно изменилось. Если раньше приходилось скрывать свою национальную принадлежность, то сейчас немецкие корни человека, кем бы он ни являлся, зачастую вызывают уважение у окружающих.

Сколько немцев проживает сегодня в республике?
В. Д.:
По данным переписи 2002 года, нас очень мало: в Татарстане насчитывается около 3 тысяч российских немцев, в Казани – около 500. В целом в стране сейчас проживает примерно 597 тысяч немцев. Стоит заметить, что число немцев в Татарстане за последние 50 лет увеличилось в два с половиной раза. Этот рост обусловлен тем, что во время перестройки много немцев из стран СНГ переехало в Россию. В советский период немецкое население в основном проживало в местах ссылки. Например, очень много поселений существовало в Казахстане. Основной язык тех людей, которые до сих пор живут там, немецкий, однако он очень сильно отличается от современного языка. Его носители говорят на диалектах XVIII века, которые сохранились с тех пор, как предки современных российских немцев покинули германские земли. С началом перестройки жизнь этих людей сильно изменилась: многие из них устремились в Германию, населенные пункты пустели с каждым днем. Однако уехать в ФРГ оказалось не так-то просто: там составлялись квоты на то, сколько российских немцев может принять страна в год. Таким образом, массовой эмиграции не произошло, и много немцев переехало именно в Россию.

Расскажите, пожалуйста, о немецкой общине Казани.
В. Д.:
Немецкая община Казани и Татарстана начала возрождаться в конце 80-х годов. В 1990 году была зарегистрирована евангелическо-лютеранская церковь Святой Екатерины. Первая же светская организация российских немцев в Татарстане появилась в 1991 году – это было Казанское общество немецкой культуры. В 1993 году было учреждено Казанское немецкое общество имени Карла Фукса – наша гордость. Что касается национально-культурной автономии, то она появилась только в декабре 1997 года, после того, как вышел закон, разрешающий ее создание. В настоящее время автономия представляет из себя совокупность общественных организаций нескольких городов Татарстана – Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска и Бавлов. Именно в этих городах проживает немало немцев, и именно там нашлись люди с организаторскими способностями – ведь все в автономии держится на частной инициативе. Границы общины размыты – на собрания приходят все новые и новые люди. Вскоре была создана и автономная некоммерческая организация «Немецкий дом Республики Татарстан». В ее функции входит решение организационно-хозяйственных вопросов общины. При «Немецком доме» осуществляет свою деятельность и молодежный клуб «Perlenkette» (в переводе с немецкого – «Жемчужное ожерелье»). Эта организация включает в себя танцевальную студию, клуб непрерывного общения на немецком языке «Plauderhaus». У нас даже есть свой театр и свои артисты. В настоящее время у нас репетирует свою постановку театральная группа студентов из Гиссена, которая приехала на несколько дней, чтобы познакомиться. Но и наша молодежь отличается активностью: проект-менеджер АНО «Немецкий дом РТ» Марта Галицкая написала пьесу о трагической судьбе российских немцев в годы репрессий. Текст пьесы был отправлен в Германию потенциальным актерам, а затем представители «Немецкого дома» уехали на гастроли в ФРГ. Пьеса дважды ставилась в Германии, а затем и в Казани, в театре имени Карима Тинчурина.

Совсем недавно мы принимали делегацию молодых людей, которые приехали в Казань для участия в международном молодежном форуме «Все различны – Все равны».

Наша молодежь проводит мастер-классы и семинары на территории всего Поволжья.

Не секрет, что вся культурная, духовная жизнь немцев в дореволюционной России протекала в рамках церковных общин. В помещениях лютеранской кирхи проводились не только богослужения: здесь располагался национально-культурный центр немецкой общины города. Расскажите, пожалуйста, какое значение сейчас имеет для общины кирха?
В. Д.:
Лютеранская церковь в Казани была построена в 1767 году с милостивого разрешения императрицы Екатерины II – бывшей лютеранки принцессы Софии Фредерики Августы Ангальт-Цербстской. Что интересно, кирха носит название Евангелическо-лютеранской церкви Святой Екатерины, несмотря на то, что для приверженцев протестантской веры не существует святых покровителей. Действительно, своего расцвета церковь достигла в начале XX века: здесь пел немецкий хор, ставились пьесы на немецком языке, работала воскресная школа для детей из немецких и смешанных семей Казани. В декабре 1929 года кирха была национализирована и зарегистрирована вновь лишь в 1990 году. Сегодня это – ведущая община Татарстанского пробства.

На территории Германии действует благотворительный фонд, благодаря которому теперь каждый гражданин страны имеет право не платить налоги государству, а помочь этими средствами дальнейшему восстановлению кирхи. Когда фонд был создан, мы ожидали поступления средств, однако не учли, что 53 процента населения Германии на данный момент – нерелигиозные люди. Сначала нам было очень сложно: у нас даже не было своих священников, и нам пришлось обратиться за помощью в Германию. С 1995 года к нам стали приезжать пасторы из ФРГ. Сейчас у нас начинают работать местные священнослужители: они учатся в Санкт-Петербурге в лютеранской семинарии, лучшие из них продолжают обучение в Германии. В настоящее время у нас уже трое священников высокого ранга, обученных по всем религиозным канонам. Тем не менее, материальная помощь из Германии продолжает поступать: из ФРГ осуществляется частичная оплата труда наших педагогов. Тем, кто прошел сталинские лагеря, оказывается материальная помощь.

Виктор Георгиевич, а как община готовится к съезду народов Татарстана? Какие мероприятия намечены на ближайшее время?
В. Д.:
24 октября в Казанском государственном университете пройдет II международная конференция «Карл Фукс: врач, ученый, человек». Организаторами ее являются АНО «Казанский немецкий дом» и университет. В рамках подготовки к конференции уже создан организационный комитет, председателем которого является ректор КГУ Мякзюм Салахов. Первые фуксовские чтения состоялись в Казани в 1996 году, они вызвали тогда большой интерес. На этот раз на конференцию прибудут гости из Германии.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100