Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Вернувшийся из зоны СВО нижнекамец: «До последнего не говорил семье, что еду на Украину»
Не смог остаться в стороне, поехал защищать свою семью и Родину – так объяснил свое решение уехать в зону спецоперации на Украину житель Нижнекамска. Два месяца мужчина служил в Запорожье поваром, готовил еду на сотни человек и помогал мирным жителям. Самые яркие воспоминания нижнекамца из дней, что провел на передовой, в репортаже «Татар-информа».
«Я почувствовал, что нужен там»
«Вернувшись домой, первым делом я прошелся по родной земле. Я хотел прочувствовать свой мир, услышать тишину. Я шел пешком до дома несколько километров. Шел по родной земле – хотел почувствовать, что я вернулся… живой», – рассказал «Татар-информу» солдат, вернувшийся после специальной военной операции на Украине.
Фергат Багаутдинов – житель Нижнекамска, ему 56 лет. Больше 30 лет он живет в счастливом браке с супругой Фираей. У них большая семья – двое взрослых детей и внуки. Именно ради них и их мирного будущего, по собственному признанию, Фергат отправился на Украину. Эти два месяца в зоне спецоперации вернувшийся солдат теперь вспоминает со слезами на глазах.
«Я решил отправиться туда почти сразу, как началась военная спецоперация. Мы же должны помогать военным, нашим ребятам. Я пошел в военкомат в качестве добровольца, меня там приняли, провели со мной собеседование, попросили подготовить необходимые документы. Когда мою кандидатуру одобрили, у меня сразу поднялось настроение, боевой дух. Почувствовал, что я еще нужен, несмотря на свой возраст», – рассказал Фергат.
Долгие дни ожидания, и вот Фергату сообщили дату отъезда. Он вместе с еще двумя нижнекамцами выехал в Казань и уже оттуда новобранцев перевезли в Ростов для обучения на полигоне. За плечами у Фергата были только два года службы в армии – чему-то приходилось учиться заново, а какие-то навыки солдат помнил до сих пор.
«Там мы шли на полигон в полном обмундировании, а это большая физическая нагрузка. Обучались на стрельбище, нас инструктировали. Нами занимались профессионалы. Для новобранцев, тем более для тех, кто не брал оружия в руки, это необходимо. От руководства на полигоне мы чувствовали поддержку», – отметил нижнекамец.
На подготовку ушло не больше недели. Тогда же выяснилось, что Фергат может быть поваром, его отправили в роту обеспечения. Задача была не из легких. Помимо того, что команде поваров нужно было кормить ребят на месте дислокации батальона, еду нужно было развозить по подразделениям, находившимся в зонах боевых действий, под постоянным обстрелом. Фергат признается – страшно не было, была поставлена задача и ее нужно было выполнять!
«Снаряд взорвался в пятидесяти метрах от батальона»
Готовили завтраки, обеды и ужины, развозили еду по бойцам, ночью выходили в караул – два месяца службы на Украине пролетели незаметно, вспоминает Фергат. Их батальон отправили в Запорожскую область.
«Кухня была полевая. Готовить приходилось на сотни человек. Меню было разнообразным. Готовили каши из риса, гречки или перловки. Они подавались с тушенкой из мяса. Также мы варили щи, борщ, рассольник. В меню входили соки, кофе и даже сладости», – рассказал солдат.
Первые потери в их батальоне, вспоминает Фергат, появились уже в первую неделю. Тогда погиб командир одной из рот и водитель. На «Урале» они отправились по объектам, в какой-то момент с помощью квадрокоптера их засекли ВСУ и ударили по машине снарядом. Оба погибли. Один раз снаряд взорвался буквально в пятидесяти метрах от места дислокации батальона, добавил Фергат. Среди бойцов были раненные и жертвы.
«Приходилось всегда быть начеку. Даже несмотря на то, что в целях безопасности весь маршрут прокладывался заранее. Противник мог легко засечь нашу машину, вместе с нами и наших замаскированных бойцов. Лично я под обстрелы не попадал, но нашему батальону часто приходилось переезжать. Их разведка не дремлет», – вспоминает Фергат.
Рассказывая о своих сослуживцах, Фергат особенно подчеркнул, что за эти два месяца все они стали как родные. С каждым, кто отправлялся на задание, прощались, говорили напутственные слова и с нетерпением ждали возвращения.
«Мы всегда обращали внимание, все ли на месте, все ли здоровы, живы. Мы были единым целым», – говорит нижнекамец.
«Когда мирные нас благодарили, на душе становилось спокойно»
Особенно тепло Фергат вспоминает встречи с мирным населением. Помимо того, что его команде нужно было накормить солдат, еду иногда приходилось возить и в населенные пункты.
«Когда я там был, начался православный праздник Пасха. Нам привезли куличи, сладости, и мы поехали их раздавать в ближайший населенный пункт. Многие люди выражали нам благодарность. Мне на пути попалась одна женщина, у нее большая семья. Она встретила нас очень приветливо, дала гостинцы в дорогу», – рассказал нижнекамец.
Спустя время роте дали указание накормить жителей, застрявших на трассе. Они находились в 30 км от батальона. Тысячи человек не могли продолжить путь из-за комендантского часа. Работал пропускной режим, люди застряли на трассе на несколько суток.
«Там были целые семьи, с маленькими детьми. Ехать было запрещено, так как им могла угрожать опасность. А ведь некоторым нужно было срочно попасть к больным родителям в соседний город, кто-то хотел навестить своих детей. Обстановка была напряженная. Несколько дней мы привозили им еду, воду, в том числе горячую, чтобы дети могли помыться. Когда они нас благодарили, на душе становилось спокойно», – рассказал Фергат.
«Слава Богу, что вернулся живой»
Поддержка родных и близких – то, что давало на чужбине силы выжить и достойно нести службу, рассказал Фергат Багаутдинов. О своем решении уехать на Украину мужчина не сообщал своей семье до последнего момента. Чтобы не волновать свою супругу, он сказал ей, что уезжает в рабочую командировку в Нижний Новгород. Его хватились, когда он почти неделю не выходил на связь.
«Вы не представляете, как мне тяжело это вспоминать. Ведь я узнала об этом самая последняя. О том, что он уехал на Украину, узнала наша дочь, ей сообщили об этом в военкомате. Затем из Санкт-Петербурга прилетел наш сын, и они вместе сообщили мне, где на самом деле мой муж. Мне было тяжело перенести эти долгие дни ожидания. Даже когда он сообщал, что с ним все хорошо, мы прекрасно понимали, что сейчас с ним все нормально, а через минуту все может оказаться совершенно иначе», – рассказала о своих переживаниях «Татар-информу» супруга Фергата Фирая.
Чтобы поддержать своего деда, внук написал Фергату стихотворение. Мальчик сочинил его ко Дню Победы, это письмо семья отправила на фронт. Мальчик говорит, что дед для него теперь – настоящий Герой и он всегда будет им гордиться.
«Я никак не думала, что у моего мужа в таком возрасте возобладает патриотизм. Он же понимал, что это страшный риск. Ведь оттуда возвращаются не все, и никакие деньги потом не уймут боль от потери кормильца, не залечат раны. Слава Богу, что муж вернулся. Слава Богу, что живой», – не сдержала слез Фирая.
«Нужно идти к цели и победить!»
Тем, кто сейчас отправляется в зону боевых действий на Украину, Фергат хочет сказать: бояться ничего не нужно. Добавляет, что если бы была возможность, то поехал бы туда снова. Но сейчас для него самое главное – это его семья.
«Нет смысла в подробностях рассказывать то, что там происходит. Это надо видеть своими глазами. Главное, четко выполнять задачи, слушаться старших и опытных. Беречь себя. Нужно идти вперед, идти к цели и победить!» – обратился к тем, кто уезжает в зону СВО, Фергат.
Следите за происшествиями в республике в Telegram-канале «Происшествия Татарстан»: @tatarstansos
Только здесь самая проверенная информация от официальных и надежных источников