news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Вениамин СМЕХОВ:

«Мальчишеский бес в душе потащил меня на сцену»

«Сегодня состоялась встреча с невыспавшимся Атосом. Он лично предстал перед лучшими студентами земного шара», - такими словам, произнесенными в образе Брежнева, началась встреча студентов ТГГПУ с российским актером театра и кино, режиссером, литератором, народным артистом России Вениамином Смеховым в Казани.

Главный Атос российского кинематографа прибыл в столицу Татарстана 15 сентября по приглашению оргкомитета Казанского международного фестиваля мусульманского кино. В ходе визита в Казань Вениамин Смехов успел принять участие в церемонии открытия кинофестиваля и встретиться со студентами Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 

Вениамин Смехов давно увлекается поэзией, в том числе персидской. Многие студенты ТГГПУ вспомнили музыкальный спектакль детства «Али-Баба и сорок разбойников» по мотивам арабской сказки об Али-Бабе со стихами Вениамина Смехова на музыку Сергея Никитина. А недавно Смехов выпустил книгу «Али-Баба и другие: четыре пьесы-фантазии по сказкам Европы и Азии».

Во время встречи с казанскими студентами Вениамин Смехов рассказывал о работе со своими партнерами по сцене, ролях в театре на Таганке, недавнем собрании общества мушкетеров в Гаскони и поразил молодежь умением перевоплощения, с вдохновением читая творения Пушкина, Маяковского, Северянина, поэзию Востока.


Какие воспоминания вас связывают с Казанью?
В.С.:
В этом шикарном городе я выступал уже раз пять. Здесь живут мои друзья, все трое - профессора. У нас в стране любят звания, но в Библии сказано, что доброе имя важнее звонкой масти. Наверное, вы любите своих преподавателей не за то, что они – доктора наук, а за то, что они хорошие или плохие.

Я вспоминаю первые годы своей жизни. Папа ушел на фронт, начало войны. А я учился ходить на пароходе, который шел из Москвы через Казань на Каму, и дальше есть такие места – Набережные Челны, Красный Ключ, Елабуга. Вот там и прошло мое самое раннее детство. А потом были гастроли театра на Таганке. 

На этот раз я приехал по приглашению оргкомитета уникального в мире фестиваля мусульманского кино. 

Что для вас значит понятие «мусульманское кино»?
В.С.:
Я видел необыкновенные фильмы ливанского производства. Есть понятие здоровья и нищеты духа. Вот фестиваль мусульманского кино – это здоровье. У меня у самого написаны стихи на тему мусульманских святынь.

Для меня слово «Аллах» с момента рождения моей любви к персидской поэзии означает высокую ступень добра и любви. А потом появились люди, которых, к сожалению, очень много, очернившие святыню, действуя как бы от имени Аллаха. Это страшно. Это не имеет никакого отношения к благородству фестиваля мусульманского кино.

Кем вы хотели стать в детстве?
В.С.:
Я родился со склонностью к литературе. В детстве мечтал стать учителем литературы и писателем. Когда я написал свое первое произведение, мне было лет девять отроду. Оно было посвящено модной теме – линчевание негров в Америке. 9-летнему мальчику почему-то до слез было необходимо описать жизнь в тюрьме сразу целой негритянской семьи, которую должны были потом линчевать. Что такое линчевать, я не понимал, но знал, что это нехорошо. 

Кончилось все правильно – я выкинул все эти бумажки и занялся тем, что мне диктовала судьба, бог - там, на небесах. Мне было очень дорого, что меня мальчишеский бес в душе потащил на сцену. Я поступил и стал учиться. Сначала меня выгнали за излишнюю стеснительность. Когда я видел перед собой людей, особенно девушек, я почему-то стеснялся. Но профессия меня «обнаглила», и теперь я спокойно смотрю на прекрасные лица. 

В чем состоит ваше актерское счастье?
В.С.:
Я попал в лучший в свое время театр страны, а может быть и мира, – театр на Таганке. Я работал у одного из лучших режиссеров мира – Юрия Любимова, в зале сидели лучшие из лучших зрители, и мы все дружно ненавидели советскую власть, подхалимов не было. Были нормальные люди, каждый из которых искал собственную дорогу в жизни. Также у меня были прекрасные партнеры, многих из которых уже нет в живых. Вот, например, Владимир Высоцкий, которого знают теперь во всем мире, по крайней мере, те, кому посчастливилось говорить по-русски. Среди партнеров и Валерий Золотухин, и Алла Демидова, и Леонид Филатов, и Иван Дыховичный, много товарищей – кто жив, кто ждет нас в других местах… Но работать с ними было счастьем. 

В такой юной аудитории могу признаться, что после роли Воланда в любимовском спектакле «Мастер и Маргарита», второй по значимости для меня стала роль Ильи Орлова в телесериале «Монте Кристо». Я наполучал комплиментов за роль в телесериале больше, чем за «Мастера и Маргариту», значит, действительно телевизор смотрят все.

Много лет я уже ничего не играю на Таганке, и выхожу на сцену только в любимом жанре – концертном, моих сольных программ и выступлений.

Поэзия играет в вашей жизни особую роль…
В.С.:
В свое время я в очередной раз свихнулся – полюбил персидскую поэзию. Полюбил взаимной любовью, потому что она тоже ко мне хорошо отнеслась. Персидская поэзия была источником вдохновения и Гете, и Шиллера, и Пушкина, и Есенина, и Фета.

Поэзия – это спасительное лекарство для души. И те, кто не имеет внутреннего слуха к поэзии, – несчастные люди. Самые удачливые – те, кто имеет слух к поэзии.
По пути из Москвы в Казань я, кстати, не спал – зачитывался Пушкиным.

У вас очень интересные и запоминающиеся имя и фамилия. Все-таки Вениамин Смехов – это настоящие имя и фамилия или псевдоним?
В.С.:
Я с рождения Вениамин Смехов. Происхождение фамилии берет начало в Белоруссии. Очевидно, слово «смех» из древнееврейского, библейского языка, симха – праздник веселья. 

Вас устраивает то, что происходит сейчас? В области кино, театра и т.д…
В.С.:
Я склонен быть оптимистом. Не стоит перебирать с негативом и говорить, что искусство опустили до бизнеса, и такого безобразия в театре не было никогда, деньги загородили глазные яблоки у всех актеров, потому что я припоминаю, как наши учителя пеняли на наше поколение. Одним словом, все похоже. Я осторожен в том, чтобы сказать – сейчас все стало намного хуже. Да, в литературе, если начинаешь что-то читать – быстро бросаешь. Но при этом я записал у микрофона много книг – от «Мастера и Маргариты» до «Мушкетеров», последняя работа – «Ангелова кукла» Кочаргина. Кому дорог русский язык, кто хочет узнать, какова нынешняя литература, настоятельно рекомендую.

Может быть, мы спешим. Время стало несуразной скорости. Виноват в этом Интернет, язык, в котором не разбираются даже те, кто им владеет. Возможности Сети опередили возможность оценить его.

Что вы чувствуете, выходя на сцену?
В.С.:
Я думаю, как бы не забыть текст.

Мы слышали, что вы недавно получили мушкетерский орден.
В.С.:
Недавно разговаривал с Мишей (Боярский, исполнитель роли Д’Артаньяна – прим. Т-И) и объяснял ему, какую же он сделал глупость, не полетев со мной и Валей (Валентин Смирнитский, исполнитель роли Портоса – прим. Т-И) в Гасконь (Франция). В начале сентября на родине знаменитого Д’Артаньяна мы получали синюю ленту и эмалевый орден Общества мушкетеров. 

Кстати, в маленькой Гаскони возле готического храма Зураб Церетели установил сразу четверых мушкетеров, которые копируют своими лицами нас. Особенно похожим, кстати, ему удалось сделать нашего любимого Игоря Старыгина (исполнитель роли Арамиса, скончавшийся в прошлом году – прим. Т-И). Мы все стоим там ростом 2 м 90 см в бронзе. Мы с Валей прислонились каждый к своему герою и сфотографировались. 

В общем, рассказал я все это Боярскому и прочитал свое двустишье: «Долго будут пудрить челки мушкетерам мушкетелки».

Подготовила Кристина ИВАНОВА.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100