news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Великая русская балерина отметила юбилей

Екатерина Максимова с детства мечтала танцевать.

(Казань, 1 февраля, «Татар-информ»). Народная артистка СССР, балерина Екатерина Максимова отметила сегодня юбилей.

Екатерина Сергеевна Максимова родилась 1 февраля 1939 года в Москве. С детских лет она мечтала танцевать. В 1949 году поступила в Московское хореографическое училище (МХУ). Уже в 8 классе Максимовой доверили настоящую партию — роль Маши в балете П. И. Чайковского "Щелкунчик" в постановке В. И. Вайнонена. Именно с этой ролью она завоевала свою первую золотую медаль на Всесоюзном конкурсе артистов балета в 1957 году.

В 1958 году Максимова окончила МХУ по классу Елизаветы Павловны Гердт и сразу стала солисткой балета Большого театра. С первого же сезона ей поручают сольные партии в классических спектаклях, а новый балетмейстер Юрий Григорович предлагает главную роль Катерины в московской премьере балета С. С. Прокофьева "Каменный цветок".

В 1960 году Екатерина Максимова становится первой ученицей великой Галины Улановой, в которой она, по словам самой Максимовой, нашла "...не только педагога, но и прекрасного человека, многому научившего в жизни и искусстве. Сила ее художественного и человеческого влияния — беспредельна". Уланова репетирует с ней партию Жизели; Максимова — самая юная исполнительница этой сложной роли, но ее исполнение безоговорочно признают даже самые строгие критики.

Ее репертуар первых лет в театре обширен и разнообразен, каждый сезон пополняется новыми партиями в классических и современных спектаклях: 1960 — Сильфида ("Шопениана"), Водяница ("Конек-Горбунок"), Лиззи ("Тропою грома"), Коломбина ("Медный всадник"); 1961 — Жанна ("Пламя Парижа"), Мавка ("Лесная песня"); 1962 — Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Муза ("Паганини"), Маша ("Щелкунчик"), Нимфа ("Спартак", постановка Л. В. Якобсона), Вакханка (хореографическая сцена "Вальпургиева ночь"); 1963 — Солистка — первая исполнительница ("Класс-концерт", постановка А. М. Мессерера), принцесса Флорина — первая исполнительница в новой редакции Ю. Н. Григоровича балета "Спящая красавица"; 1964 — Золушка ("Золушка", постановка Р. В. Захарова), принцесса Аврора ("Спящая красавица"), Балерина — первая исполнительница редакции ("Петрушка", постановка М. М. Фокина, редакция К. Ф. Боярского).

В 1965 году Максимова — идеальная лирическая балерина — неожиданно для всех блистательно выступает в бравурной партии Китри в балете Л. Ф. Минкуса "Дон Кихот". Это становится настоящим событием — виртуозное мастерство Максимовой, яркая комедийность до сих пор остаются непревзойденным эталоном исполнения этой роли. Критика пишет: "Что бы ни танцевала Максимова — музыка, солнце, жизнь дышат в каждом ее движении" (Е. Луцкая).

Партнерами Максимовой были многие выдающиеся артисты, всемирно признанные мастера: Ю. Т. Жданов, Н. Б. Фадеечев, Г. В. Ледях, Б. И. Хохлов, М. Э. Лиепа, Л. М. Лавровский, А. Ю. Богатырев, Х. Донн и др., но ее "принцем" всегда был Владимир Васильев. Их дуэт, безоговорочно признанный профессионалами "лучшим дуэтом мира", "легендой XX века", начал складываться еще в хореографическом училище (первое совместное выступление — па-де-труа из балета "Щелкунчик" во 2-м классе). Жизнь личная и жизнь сценическая оказались связаны нераздельно — даже их совместная поездка в Париж в 1961 году на премьеру советско-французского фильма "СССР с открытым сердцем" (где они играли главные роли) состоялась на следующий день после свадьбы и была естественно воспринята французами как свадебное путешествие.

Исключительное драматическое дарование Екатерины Максимовой ярко засверкало на телеэкране, открывшем, по словам Бориса Чиркова, "...превосходную актрису — и комедийную, и драматическую. Актрису, которая с удивительной естественностью, правдивостью, ироничностью и обаянием передает тончайшие настроения человеческой души, демонстрируя при этом чудеса исполнения труднейших танцевальных движений". Слова, сказанные Б. Чирковым о роли Анюты в одноименном телебалете (приз "Интервидения" на Международном фестивале телефильмов "Злата Прага", 1982; Большой приз по конкурсу музыкальных фильмов на X Всесоюзном фестивале телефильмов, Алма-Ата, 1983; Государственная премия РСФСР, 1984), по праву можно отнести к любому образу, созданному Максимовой на экране: Девочка ("Трапеция", 1970); Элиза Дулиттл ("Галатея" — фильм удостоен наград на международных фестивалях телефильмов: приза "Злата Прага" и премии Би-би-си в Лондоне, 1978); Петер ("Старое танго" — приз Интервидения и "За лучшее исполнение женской роли" на международном фестивале "Злата Прага", 1980), Примадонна ("Чаплиниана", 1987).

Еще продолжая выступать на сцене, Максимова все больше увлекается педагогической деятельностью. Окончив в 1980 году ГИТИС, Максимова с 1982 года начинает преподавать там на кафедре хореографии классическое наследие и композицию танца. В 1996 году ей присваивают ученое звание профессора. С 1998 года Максимова — балетмейстер-репетитор Большого театра.

Е. С. Максимова — народная артистка СССР, народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР (1981), Государственной премии РСФСР (1984), Государственной премии России (1991), премии Ленинского комсомола (1972), премии имени С. П. Дягилева (1990), театральной премии "Хрустальная Турандот" (совместно с В. В. Васильевым, 1991). Екатерина Сергеевна награждена орденами Ленина (1976), Трудового Красного Знамени (1971), Дружбы народов (1981, 1994), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1999), бразильским орденом Рио Бранко (2004).

Е. С. Максимова является обладательницей 1-й премии и золотой медали многих международных конкурсов, в том числе: 1-го Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве (1957); VII Международного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959); 1-го Международного конкурса артистов балета в Варне (1964). Она — лауреат многочисленных международных премий. Среди них — премия имени А. Павловой — "Лучшая танцовщица мира" (1969, Парижская академия танца); премия имени М. Петипа — "Лучший дуэт мира" (совместно с В. В. Васильевым; 1972, Парижская академия танца); премия Академии Симба (1984, Италия); премия "Вместе за мир" (1989, Италия); премия имени Джино Тани — "Лучший дуэт" (совместно с В. В. Васильевым; 1989, Италия); премия ЮНЕСКО и медаль имени П. Пикассо (1990).

Е. С. Максимова — почетный профессор МГУ; действительный член Международной академии творчества и Академии российского искусства; член исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100