news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Валиулла ЯКУБ: «Практикующих мусульман, то есть выполняющих все предписания Ислама, в Татарстане всего 8 процентов»

Веротерпимость, толерантность, являющиеся традиционно сложившимися во взаимоотношениях между двумя основными в Татарстане формами веры – исламом и православием все чаще попадают под пристальное внимание российской и мировой общественности. Не случайно именно в Казани прошел в августе текущего года форум – второе заседание Группы стратегического видения «Россия – исламский мир», на котором были обсуждены наиболее животрепещущие проблемы современного состояния ислама и его взаимодействия с другими вероучениями.

Надо сказать, мусульманская умма Татарстана бдительна в решении религиозных проблем. Так, проведенный в феврале Духовным управлением мусульман очередной съезд придал новый импульс укреплению единства мусульман республики, принятые на нем решения позволят эффективно противостоять проникновению в среду мусульман республики ваххабизма и других радикальных течений ислама. Прошло более полугода, как состоялся съезд. Как выполняются его решения? Какова значимость всероссийских мероприятий по исламу? В целом, если вести речь об обновлении ислама, то каковы его проявления в Татарстане?

Об этом шла речь на пресс-конференции, прошедшей в агентстве «Татар-информ» с участием членов Духовного управления мусульман РТ. Своим мнением поделились и ответили на вопросы журналистов: исламовед, доктор политических наук Рафик Мухамметшин, первый заместитель председателя ДУМ РТ Валиулла Якуб, главный кадий республики Джалиль хазрет Фазлыев и руководитель отдела просвещения ДУМ РТ Руслан Тагиров.

Состоявшаяся в Москве международная исламская конференция, заседание группы «Россия – исламский мир», кинофестиваль «Золотой Минбар» в Казани и другие исламские мероприятия общероссийского масштаба свидетельствуют, прежде всего, о происходящем во всем мире процессе обновления ислама, стремлении очистить его от радикальных направлений, вступающих в противоречие с гуманистической сутью этого духовного вероучения. На ваш взгляд, какие проявления этого процесса наблюдаются у нас в Татарстане?
Р. М.:
В Татарстане процесс возрождения, обновления Ислама подошел к очередному этапу. Открытие мечетей и духовных учебных заведений, организация их деятельности – это все количественные факторы роста. На сегодняшний день в Татарстане действует более 1 тысячи мечетей, 9 учебных религиозных мусульманских заведений.

Но сейчас на первый план должны выходить вопросы качественного роста. Как Ислам распространяется среди населения, как поставлено преподавание Ислама в учебных заведениях – вот что имеется в виду под качеством. Как известно, Ислам – это единое вероучение, однако у него есть 4 мазхаба, которые отражают установившиеся в том или другом регионе отличительные традиции. У нас, в Татарстане, принято мусульманство Ханафийского масхаба (ханифы), и обновление его традиций сейчас особенно актуально. К сожалению, в духовных учебных заведениях пока не найдена оптимальная обучающая система. И рано пока говорить о том, что воссоздана существовавшая до революции татарская мусульманская система просвещения. А ведь только через систему духовного просвещения, подготовку имамов мы можем распространять в народе истинные духовные традиции мусульманства.

На последнем съезде мусульман Татарстана, наряду с положительной прозвучала и критическая оценка деятельности Духовного управления по некоторым направлениям. Какие изменения произошли за истекший период? Появились ли какие-то новые программы?
В. Я.:
Безусловно, перед ДУМом стоят серьезные задачи, и мы направляем все силы на их реализацию. В числе первоочередных – активизация мусульман на уровне первичного звена - махалли. Хотя мы и можем по праву гордиться тем, что на территории Татарстана насчитывается более одной тысячи махалли, однако они не везде одинаково активны. Надо обеспечить махалли подготовленными духовными руководителями, пополнить численность верующих мусульман.

Другая задача – перевести эту систему на самофинансирование. Каждая мечеть должна таким образом выстроить свою работу, чтобы накапливаемых финансовых средств было достаточно и для расчетов по коммунальным платежам, и для заработной платы муллы или имама, а также для благотворительных акций. Здесь имеются в виду как собственные возможности мечетей, так и надежда на поддержку со стороны меценатов.

Внешние предпосылки созданы, теперь дело за внутренним наполнением, т. е. надо уделять самое пристальное внимание непосредственно исламизации населения. Методов этой работы много, но наиболее эффективный – это ознакомление с основами ислама учащейся молодежи.

На данное время только 8 процентов татарского населения республики входят в категорию практикующих мусульман. Они выполняют все каноны Ислама: постоянно читают намаз, соблюдают уразу и т.д. По сравнению с 90-ми годами, конечно, это более высокий показатель. 92 процента татар в Татарстане по-прежнему остаются лишь номинальными мусульманами.

Джалиль хазрет, вот уже более полугода Вы являетесь главным кадием республики. В связи с этим, с какими вопросами чаще всего обращаются к Вам верующие мусульмане? И удовлетворены ли они ответами?
Д. Ф.: 
Мы начали с того, что, собрав кадиев из районов республики и пригласив закончивших обучение молодых специалистов, создали централизованный рабочий орган кадията. Мы собираемся на совещания в ДУМе во второй понедельник каждого месяца, рассматриваем сообща поступившие от мусульман вопросы и готовим по ним ответы. Прошло уже 7 таких заседаний. Большинство вопросов касается самой злободневной на сегодняшний день проблемы – участия в ипотечном кредитовании строительства жилья. Можно ли верующим мусульманам брать ипотечный кредит? Если да, то на какие цели и каким образом этот кредит должен быть использован? Всем интересующимся мы разослали подробные ответы по использованию подобного кредита. Согласно законам шариата мусульманам разрешается участие в ипотечном кредитовании, но с условием использования кредита строго по назначению.

Многие вопросы касаются никаха, и, в целом, семейной жизни по мусульманским канонам, в том числе, к сожалению, и по вопросам разводов. Мы готовим сейчас объемный, подробный материал по всем этим вопросам, который в скором времени доведем до населения.

Так же часто бывают обращения по поводу операций с ценными бумагами, участия мусульман в биржевых операциях, организации Исламского банка, возможности получения кредитов на селе и т. д. Над ответами на множество подобных вопросов сейчас работают Рамиль хазрет и Шаукат хазрет.

В средствах массовой информации довольно часто критикуется система духовного образования в Татарстане. С чем это связано? То ли специалистов не хватает, то ли недостаточно проработаны образовательные программы? В целом, какие новшества ожидаются в мусульманском просвещении?
Р. Т.:
Задачей номер один мы обозначили подготовку для медресе учебников по единым стандартам. Работа в этом направлении ведется интенсивно, а по окончании месяца Рамазан во всех духовных учебных заведениях республики будет проведена аттестация, по итогам которой ДУМ вынесет свое решение. Надеемся, что на его основе работа по совершенствованию системы мусульманского просвещения развернется на должном уровне.

По-прежнему нет полной ясности в ситуации вокруг Российского исламского университета…Похоже, зависло и решение вопроса о создании на базе РИУ Казанского исламского института?
В. Я.:
По Казанскому исламскому институту документы были подготовлены и сданы в регистрирующие органы. К сожалению, регистрация пока не состоялась, документы были возвращены на доработку.

Что касается РИУ, то его Устав тоже требует доработки, он не соответствует по некоторым параметрам действующему российскому законодательству. Вскоре должно состояться заседание Совета учредителей и попечителей РИУ, на котором, надеемся, будет принято надлежащее решение по судьбе этого учебного заведения.

Все чаще говорят о внедрении в учебные планы общеобразовательных школ учебников по православию. Каково по этому поводу мнение политиков и духовных лидеров татарстанских мусульман?
Р. М.:
Причину возобновившихся разговоров о необходимости внедрения учебников православия я вижу еще и в том, что 5-6 лет тому назад по предложению Церкви в России начали открывать факультеты по теологии, другие духовные учебные заведения. Куда же теперь этим специалистам деваться? Они должны прийти в школу, преподавать свой предмет. Вообще же, проблему внедрения религии в школу нельзя рассматривать однобоко. Религия – это не только система каких-то специальных знаний, а это, прежде всего, вера человека в существование Бога. Это духовный процесс, нежели образовательный. Тут есть несходство принципов в самом главном – объекте и субъекте религиозного воздействия. Президент Татарстана М. Шаймиев на последнем саммите четко высказал свою позицию в отношении этого вопроса. Наряду с уроками по основам православия в Татарстане должны будут введены и уроки по культуре Ислама. Исходя из этого, по предложению республиканского министерства образования и науки, готовится учебник «История мировых религий». Кроме того, мы не располагаем пока и учебным пособием «Основы исламской культуры», тогда как по основам православия подобное пособие давно подготовлено для всех классов - с 1по 11-е.

И особо хочу подчеркнуть: большая опасность для религии и общества, в целом, кроется в стремлении объединить религию и государство. Если религия сольется с государством, она постепенно потеряет свою духовную суть, превратится в бюрократическую структуру. Религия должна оставаться свободной системой, веру невозможно навязать силой.

Д. Ф.: Мое мнение по этому поводу такое: уроки православия безусловно будут введены в школах. А значит и учебные пособия по культуре ислама для школ Татарстана должны быть подготовлены на должном уровне. И это стало бы еще одним показателем обновления ислама в нашей республике.

Беседу провел журналист Сулейман НАЗМИЕВ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100