Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
В Высокогорском районе РТ мечтающие расширить хозяйство фермеры страдают от бездорожья
Непроходимую грязь трудно осилить даже мощному трактору.
(Казань, 23 августа, «Татар-информ», Лилия Лукманова). Семейное фермерское хозяйство Хайруллиных, расположенное в селе Сая Высокогорского района РТ, несколько лет живет в ожидании решения проблемы бездорожья. Вопрос стоит довольно остро – этой весной фермерский трактор с возом корма для животных буквально утонул в грязи, пришлось вызывать более мощную технику для его «спасения». Об этом корреспонденту ИА «Татар-информ» рассказала хозяйка Лилия Хайруллина.
Разведением скота Хайруллины занимаются уже 17 лет. В 2012 году зарегистрировались как семейная ферма. Сейчас в их хозяйстве содержатся 15 коров и около 150 голов овец, а также 42 теленка. Есть домашняя птица – куры, утки, гуси. Глава семьи Илшат Хайруллин признается, что любит домашних птиц и с энтузиазмом берется за разведение новых необычных видов. К примеру, на птичьем дворе фермеров обжились около 15 перепелов, чьи яйца Хайруллины употребляют в пищу с удовольствием.
В хозяйстве содержатся около 100 голов уток и гусей, примерно столько же кур – их точное число не знает даже сама хозяйка. Привезенные из инкубатора 50 кур-бройлеров, выращенные для продажи, уже распроданы. На стол же самих хозяев попадает лишь птица, выведенная в домашних условиях. «Птица, которую вывела наседка, имеет лучшее качество, так как растет под присмотром матери. За птенцами из инкубатора приходится ухаживать. Наседка никогда не берет искусственно выведенных птенцов в свою семью», – говорит Лилия и рассказывает, что их попытка присоединить группу инкубаторных утят к утке-наседке закончилась неудачей. «Хотели «обмануть» наседку, ночью подложили ей в гнездо инкубаторных утят. Но утка-мама позже «распознала» чужих, и начала клевать. Инстинкт у животных и птиц сильный», – говорит хозяйка.
К слову, в семье Хайруллиных растут трое сыновей. Младшему Ильясу всего 10 месяцев. 16-летний Алмаз и 14-летний Ильназ уже большие помощники родителей. Кроме того, в хозяйстве помогают родственники Хайруллиных. Сезонные сельхозработы выполняют вместе.
Заготовка корма для животных возложена на плечи главы семьи Илшата Хайруллина. В этом году заготовлено 200 рулонов сена, будут еще 100 рулонов соломы. 60 рулонов из них уже заняли свое место на фермерском сеновале. Корма выращиваются на 50 гектарах паевых земель Хайруллиных. «Удобно, когда кормовые культуры выращиваем в поле, нет необходимости косить и убирать траву, где попадется, по берегам рек, – говорит Илшат. – Мы с соседями оказываем помощь друг другу в заготовке сена, так как у всех большое поголовье скота».
Собирать лекарственные травы помогают сотрудники сельского Совета. Богатые витаминами ветки ивы, крапиву, тысячелистник Хайруллины уже заготовили на зиму в достаточном количестве.
Ежедневный удой в хозяйстве Хайруллиных составляет примерно 180 литров молока. Готовую молочную продукцию – сметану, творог и т.д. – возят в Казань на продажу.
Что касается выгоды от животноводства, то наиболее прибыльным делом является выращивание гусей, говорит Лилия. Но в случае, когда птенцов приходится покупать, доход практически отсутствует. Можно зарабатывать на разведении овец, так как баранина круглый год пользуется спросом. То же самое и с крупным рогатым скотом. «Все зависит от количества поголовья. Если выращивать много скота, прибыль ощутимая», – считает хозяйка.
Улицу, где проживают Хайруллины, местные в шутку называют «Япония». «На нашей улице много детей и домашних коров. Всего пять домов, но в каждом хозяйстве не менее пяти коров – всего 61 корова на пять хозяйств», – рассказывает Илшат Хайруллин.
Ранее Хайруллины, желая расширить хозяйство, хотели построить ферму. Сбережений не хватало, обратились в банк за кредитом. Но заработная плата главы семьи была небольшая, а его жена официально не работала, и банк отказал в ссуде. Хайруллины не отступили – продали автомобиль и построили сарай. Затем стали закупать скот. Оборудовали сарай поилкой, в которую зимой поступала теплая вода, а летом – холодная. Доение тоже производится аппаратами. Хозяева рассказали, что один раз в месяц проводят на ферме генеральную уборку – моют все, вплоть до стен.
«После того как был построен сарай, государство выделило нам материальную помощь в размере 480 тысяч рублей. Купили трактор по программе «Лизинг-трейд», 300 тысяч рублей с его стоимости нам компенсировало Министерство экономики. Но фермеры в своей деятельности встречаются со многими трудностями. Особенно много бумажной работы. Порой бывает мучительно трудно доказать, что ты действительно работаешь, подтвердить расходы по выделенной материальной помощи. Фермером быть нелегко. Мы не бросаем фермерство лишь потому, что уже «отравлены» этим. Отстранись мы от своей деятельности хотя бы на месяц, возможно, и бросили бы», – говорит Лилия.
Она родилась и выросла в Казани, вышла замуж за деревенского парня и обосновалась в селе Сая. В семье уже растет преемник – 14-летний сын мечтает продолжить дело родителей.
«Ничто не оправдывает себя на 100 процентов: где-то находишь, а где-то теряешь. На словах объяснить нельзя, все познается в сравнении. Поэтому не берусь никому советовать заняться фермерским хозяйством», – говорит Лилия.
До того как хозяйство начало приносить прибыль, Хайруллиным пришлось преодолеть немало трудностей. «Было тяжело до покупки трактора. Все приходилось делать вручную – складывать сено, солому, выносить навоз. Кормить скот не проблема, а вот вывезти навоз сложно. Недостаточна помощь от государства. Трудно расширяться. У нас еще нет дач, если они появятся, то нельзя будет расширить ферму на территории рядом с домом», – говорит Илшат Хайруллин.
Возникли сложности и с теми деньгами, что семья получила от государства в качестве поддержки. При получении субсидии они взяли на себя обязательство выплачивать некоторый объем налогов. Но этот налог оказался выше рассчитанного. Фермеры сейчас боятся, как бы не пришлось им вернуть деньги, полученные от государства.
Но трудности на этом не заканчиваются. На территории хозяйства в межсезонье непроходимая грязь. Даже техника не может проехать, трактор вязнет в «болоте». «Построек много, невозможно не ездить. В прошлом году руководство района обещало помочь проложить дорогу. Мы все еще надеемся, что обещание будет выполнено. Прошлой осенью трактор провалился в грязь передними колесами, вызывали мощный «Дизель». Все это затрудняет нашу работу. Поэтому обратились к руководству района. Уже три года просим. Последний раз разговор был в августе прошлого года. Все еще надеемся, как говорится, надежда умирает последней», – говорят Хайруллины.
С этом вопросом корреспондент ИА «Татар-информ» обратилась к начальнику Управления сельского хозяйства и продовольствия Высокогорского района Рахимжану Каримову. «Эта проблема была озвучена еще два года назад, до того, как я приступил к работе. В этом году программа поддержки фермерских хозяйств уже завершена. Хайруллиных внесем в программу следующего года», – сказал он.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»