news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

В Уфе откроется выставка шамаилей

Авторами работ являются студенты художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета им.М.Акмуллы.

(Казань, 5 ноября, «Татар-информ»). Духовное управление мусульман Республики Башкортостан (ДУМ РБ) готовит к открытию выставку шамаилей, которую планируется провести в Уфе в новом административном здании ДУМ РБ.

Как сообщает агентство «Башинформ», на обозрение посетителей будет выставлена богатая коллекция шамаилей. Авторами работ являются студенты художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета им.М.Акмуллы.

Люди, мало знакомые с культурой ислама, нередко называют шамаиль исламской «иконой». На самом деле такое определение в корне неверно. Шамаиль – это особый вид религиозного искусства, в художественном строе которого причудливо соединились мусульманская изобразительная и каллиграфическая традиции. Образный язык шамаиля символичен и очень разнообразен. Он вбирает в себя и тексты из Корана, и богатую символику народного ислама, и виды святых мест паломничества.

В переводе с арабского слово "шамаиль" означает "качество", "достоинство". Истоки этого вида искусства восходят к первым векам существования ислама, когда в народе от поколения к поколению стали передаваться словесные описания высоких достоинств пророка Мухаммеда. Этот вид устного народного творчества породил особый жанр религиозной литературы, который именовался по-разному: йорт догасы (домашняя молитва), аят-аль Курси, или аят ляуха (дощечка с надписью), накыш (рисунок). Все эти виды каллиграфического искусства, предназначенного для украшения интерьера, в XX веке были объединены термином "шамаиль".

Шамаили могут быть достаточно разнообразны как по используемому материалу, так и по особенностям исполнения. Если истоки одних, например, каллиграфических цитат из коранических сур хадисов, лежат в профессиональном творчестве каллиграфов, то другие тесно связаны с народной культурой, могут быть выполнены в лубочном стиле и рассчитаны на восприятие простых горожан и сельчан. Тексты из Корана, расписанные золотом и серебром на бумаге или бархате и облаченные в позолоченные рамы, сегодня можно найти в большинстве мусульманских магазинов. Нередко шамаили выполняются и на стекле.

Искусство шамаиля имеет большое значение в культуре мусульманских народов России, поскольку говорит с каждым мусульманином о вере доступным и понятным языком. Особенно популярно оно в Поволжье. Наиболее яркими примерами могут служить Башкортостан и Татарстан.
 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100