news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

В списках не значатся. Два класса и коридор

Оказывается, в процветающем Татарстане еще немало детей, которые к 12 - 15 годам либо вовсе никогда не учились в школе, либо закончили всего один-два класса. Некоторые юные татарстанцы даже не умеют читать и писать. Эти вопиющие факты, озвученные на последнем заседании Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних, привели в изумление первого вице-премьера Равиля Муратова. «Как это может быть? Как в Казани может быть столько негативных примеров?» - поинтересовался он у присутствующих на заседании представителей министерств и ведомств, так или иначе отвечающих «за счастливое детство». А поскольку представители безмолвствовали, Муратов сам подсказал им ответ: «Это означает, что системно меры не принимаются». Ваш корреспондент решила проверить, насколько прав вице-премьер.

У семи нянек

По данным Росстата за прошлый год, средним образованием в нашей стране охвачено 13,6 миллиона ребятишек. И только чуть больше 38 тысяч детей и подростков не посещают образовательные учреждения. Правда, большинство из них - 19,5 тысячи - по болезни. Остальные по какой-то причине официально выбыли из списков учащихся одного учреждения, но так и не прибыли в другое. Казалось бы, не такая уж удручающая вырисовывается картина на фоне миллионного «охвата». Но это только официальная статистика, а по неофициальным данным, на улице «получают среднее образование» около 2 миллионов российских детей.

Впрочем, в Минобрнауки РТ затруднились назвать даже официальную цифру - сколько детей школьного возраста в республике не учится. На протяжении нескольких недель ваш корреспондент безуспешно пыталась получить у специалистов министерства ответ на этот вопрос - ну хотя бы примерно. Чиновники долго решали, кто из них будет общаться с журналистом, а когда решили, выяснилось, что говорить-то нам, собственно, и не о чем.
- Мы как раз сейчас занимаемся вплотную подготовкой таких данных, но пока еще не готовы их озвучить, - заявила мне ведущий специалист отдела общего образования Альбина Урмиева.

Уполномоченный по правам ребенка в РТ Гузель Удачина, которая тоже присутствовала на вышеупомянутом заседании республиканской КДН, удивлена такой «неготовностью» органов образования.
- В советские времена учителя ходили по квартирам и спрашивали, есть ли дети школьного возраста, - вспоминает Удачина. - Потому что тогда министерство образования строго спрашивало с администрации школ, если хоть один ребенок не ходит на занятия. А сейчас никто за это не отвечает. Вернее, слишком много развелось «ответственных»: органы образования занимаются только теми, кто сидит за партой, органы здравоохранения - теми, кто болен, соцзащита опекает бедных, органы опеки - сирот, милиция борется с правонарушителями. В итоге: у семи нянек - дитя без глазу.

Гуляй - не хочу!


По словам замначальника управления организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних МВД по РТ Ларисы Осиповой, за 9 месяцев этого года на улицах татарстанских городов и сел были подобраны и доставлены в отделы милиции почти 2 тысячи безнадзорных детей. То есть таких, у которых формально есть и родители, и учителя, но фактически дети живут на улице.
- Многих наши инспектора доставляют по нескольку раз, - рассказывает Осипова. - Почти все эти безнадзорные дети не посещают школу, хоть и числятся там. Если ребятишки не совершили никакого правонарушения, с ними проводятся профилактические беседы, а потом все они передаются законным представителям. Конечно же, наши инспектора сообщают в учебное заведение о том, что ребенок бродяжничает, но ведь там, скорее всего, и без нас об этом знают. Педагоги иногда просят наших инспекторов сходить в семью - чтобы выяснить, почему ребенок не учится, и попробовать вернуть его за парту. Инспектора ходят, хотя по большому счету это не наша обязанность - агитировать детей учиться. Но чем меньше несовершеннолетних болтается на улице, тем меньше у нас работы. Если родители неблагополучные, мы можем поставить семью на учет, а потом, если не исправятся, - собрать материал на лишение родительских прав. Но окончательное решение принимают органы опеки и суд.

Мама в школу не пускает

Впрочем, и Фемида не всегда в силах усадить школьника за парту. В июне прошлого года Московский райсуд Казани вынес решение в отношении жительницы одного из домов по улице Шамиля Усманова - обязал женщину обеспечить 10-летнему сыну получение основного общего образования (читай - 9 классов). Судебные приставы были весьма удивлены, когда им на исполнение поступил такой уникальный судебный акт - ну не за ручку же им водить ребенка в школу. Тем не менее по закону приставы должны в принудительном порядке исполнить любое решение суда.
- Мама говорит, что она не против, чтобы сын учился, но у нее нет денег собрать его в школу, - рассказывает начальник Московского райотдела судебных приставов УФССП по РТ Надия Валиуллина. - Хотя мальчик одет хорошо, во все новое. Вежливый такой, спокойный. Говорит, в школу очень хочет, но мама не пускает. Я его даже проэкзаменовала: справки наши показала - попросила прочесть. Он довольно бегло прочитал.

А в прошлом году в один из детских домов Казани поступил 15-летний подросток, который закончил всего лишь два класса начальной школы. Когда стали разбираться, выяснилось, что в безграмотности сына тоже мама виновата: переезжала с ним с места на место, а ребенка в новую школу отдавать забывала. А сколько всего таких горе-мамаш кочуют по республике и стране?.. Остается надеяться, что масштабы проблемы прояснит Всероссийская перепись населения-2010, ведь в опросных листах есть вопрос и о том, умеет ли человек писать и читать. Вполне возможно, что по результатам переписи в стране придется открывать курсы ликбеза.

Елена МЕЛЬНИК

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100