news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

В Санкт-Петербурге прошла лекция о шамаиле

Постпредство РТ в Санкт-Петербурге реализует культурно-исторический проект «Татарская гостиная».

В Санкт-Петербурге прошла лекция о шамаиле

(Казань, 20 февраля, «Татар-информ»). В библиотеке национальных литератур Санкт-Петербурга состоялась просветительская лекция об истории и искусстве шамаиля. Об этом сообщает пресс-служба Постпредства РТ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Лекция вошла в программу работы культурно-исторического проекта постпредства «Татарская гостиная». В «гостиную» были приглашены представители татарской общественности, молодежных организаций, историки и творческие деятели.

Лекцию на тему «От узора к букве. Искусство шамаиля» прочитала Фирая Рашитова – общественный деятель, филолог, переводчик, преподаватель английского языка. Слово «шамаиль» имеет арабское происхождение и означает буквально «качества, достоинства». В восточной литературе это слово фигурирует в названиях произведений, описывающих качества и достоинства пророка Мухаммеда.

Как термин, означающий вид искусства, «шамаиль» («шамайэл») встречается лишь в Иране, где он получил дополнительное значение – «священная картина, портрет, икона». Персидские шамайэлы-иконы, также получившие развитие во второй половине XIX века, изображали портрет четвертого праведного халифа Али, одного или с сыновьями. Можно предположить, что в значении «священная картина» термин «шамаиль» закрепился и в культуре казанских татар. Недаром «эти культовые предметы всегда вывешиваются», отметила Фирая Рашитова.

Лектор подробно рассказала о происхождении и развитии искусства татарского шамаиля, которое тесно связано с историей развития ислама на территории Среднего Поволжья и Приуралья, первых арабских надписях, которые сохранились на предметах декоративно-прикладного искусства, изготовленных еще в середине VIII века булгарскими мастерами.

Основным назначением коранического знака, выполненного в форме шамаиля, было обозначить собой присутствие единой божественной сущности – Аллаха. В народной традиции татар использование коранического текста в качестве оберега появилось задолго до формирования искусства шамаилей – в форме бети. Как оберег шамаиль нередко занимал в жилище место над дверью.

На рубеже ХIХ – ХХ вв. в Казани сформировалась целая плеяда выдающихся каллиграфов, таких как Госман Салиев, Мотахир Яхья, Мураддым ибн Ибрагим, Мухаммаджан Халил углы Ходжасаитов, братья Ахметовы и др. Профессиональные мастера, как правило, отличались глубокими религиозными знаниями, позволявшими им органично сочетать символические изображения с текстовым содержанием.

«И для нас татарский шамаиль – один из инструментов сохранения нации. Сейчас это очень актуально в контексте глобализации. Это своего рода бренд нашего народа», — отметила лектор.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100