Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
В Москве скончался детский писатель и драматург Лев Устинов
Это произошло 9 января в реанимации больницы имени Боткина, где писатель провел последние 10 дней после инфаркта.
(Казань, 11 января, «Татар-информ»). В Москве на 86-м году жизни скончался детский писатель и драматург Лев Устинов. Ряд СМИ сегодня сообщил, что произошло это 9 января в реанимации больницы имени Боткина, где писатель провел последние 10 дней после инфаркта.
В начале 60-х годов Лев Устинов вместе с Олегом Табаковым написал и поставил для театра «Современник» сказку «Белоснежка и семь гномов». Главлит утвердил спектакль с анекдотической формулировкой «без права показа для взрослых». В эту фразу уложилась вся судьба драматурга – несмотря на то, что пьесы его никак не назвать исключительно «детскими», он так и остался писателем только для детей.
Как пишет издание «Комерсантъ», в последние годы Льва Устинова почти не ставили. В 60-е и 70-е годы он был самым репертуарным драматургом для детей страны, его пьесы «Бочка меда», «Остров пополам», «Великий лягушонок», «Недотрога» шли не только в России, но и в Греции, Америке, Африке. В 90-е все это кончилось, до наших дней дожила только «Бочка меда» в Театре сатиры в постановке Спартака Мишулина. Последние сборники пьес-сказок, которые Устинов сочинял с начала 60-х годов, вышли в 1975 году. Больше он пьес не писал – зато писал чудесные детские сказки. Такие, как «Лесная песенка», где Ежик, Бобренок и Зайка ищут хозяина потерявшейся в лесу Совести. Или «Большая погоня» – про то, как в морозный русский лес прибегает из Африки Обезьянка, а ее преследует Гепард, и надо Обезьянку сначала согреть, а затем защитить.
Это был драматург особой, шестидесятнической породы – из тех, кто верил, что ребенка может изменить вовремя прочитанная книга или посмотренный спектакль. Как пьесы его учителя Евгения Шварца, его тексты полны афоризмами, здесь каждый персонаж успевает порефлексировать над своей ролью в мировом спектакле. Как, например, абсолютно шварцевский король: «Всех, кого можно, уже казнили. Остались только с родственными связями. Того казнишь – этот обидится. Этого казнишь – тот обидится. Тоска...» Или вот – «у министра всего две обязанности: делать вид, что он знает все, когда он ничего не знает, и делать вид, что он ничего не знает, когда он действительно что-то знает». Как пьесы Шварца, пьесы Льва Устинова были о том, что человек добрее государства. А сказки - о том, что звери добрее человека. Недаром, как средневековые миракли, его пьесы-сказки были населены аллегорическими персонажами, оживающей судьбой или совестью.
***Н
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»