news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

В колокольне Богоявленской церкви открылась выставка «Иконостас Троицкой церкви Свияжска»

Здесь представлены образцы древнерусской живописи из фондов ГМИИ РТ – всего 21 икона.

(Казань, 12 февраля, «Татар-информ», Елена Чембаева). Сегодня в колокольне Богоявленской церкви Казани открылась выставка «Иконостас Троицкой церкви Свияжска. Праздники и пророки». Здесь представлены образцы древнерусской живописи из фондов Государственного музея изобразительных искусств РТ – всего 21 икона. На открытии выставки выступил камерный хор «Преображение».

«Это одна из ряда запланированных выставок, которые будут представлять произведения древнерусского искусства и посвящены юбилею нашего музея. Как правило, мы устраивали здесь однодневные выставки. Сейчас мы имеем возможность выставлять на более длительное время. Очередная выставка тоже в определенном смысле уникальна – она посвящена иконостасному комплексу древнейшей на территории республики деревянной Троицкой церкви Свияжска, в частности, двум ее чинам – праздничному и пророческому. Выставка будет действовать в течение 20 дней. Следующая выставка будет посвящена деисусному и праотеческому чину иконостаса, поскольку, учитывая объемы помещения, выставить сразу весь иконостас достаточно затруднительно», - сказал, открывая выставку, завотделом древнерусского искусства ГМИИ РТ Яков Вайсфельд. 

Иконостас Троицкой церкви формировался в несколько этапов. Самое древнее и единственное документальное свидетельство состояния иконостаса фиксирует опись Свияжска 1565-1567 годов Кикина и Борисова, которая говорит о наличии деисусного ряда на 11 досках, написанных «на празелени» в тяблах. Дальнейшее развитие иконостаса связано с условным вторым этапом - последней третью XVI века. К этому же времени можно отнести создание двух чинов – праздничного на 13 досках и пророческого на 17, являющихся основой представляемой выставки. Они были написаны в 60-70-х годах XVI века. «Оба эти ряда близки стилистически и, возможно, исполнялись одними и теми же иконописцами – выходцами из русских северо-западных земель. Это достаточно уникальный пласт, поскольку это иконописцы не московских или новгородских школ, не такой уровень изыска, как дионисиевская школа, а достаточно четко проявленная провинциальная иконопись, которая близка к Пскову», - отметил Я.Вайсфельд. Центры этих рядов – «Ветхозаветная Троица» в варианте «Гостеприимство Авраамово» и «Богоматерь Знамение». 

В праздничном чине Троицкой церкви помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников. Включены сюда и иконы страстей Христовых, иконы с Распятием и Воскресением Христа («Сошествие в Ад»). Заканчивается ряд иконой Успения. В этом чине Троицкой церкви отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения.

В пророческом помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где запечатлены цитаты их пророчеств. В иконостасе Троицкой церкви присутствуют персонажи как великих, так и малых пророков. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие, связанные с предвестием рождения Христа. 

К началу XVII века следует относить становление 5-ярусного «тяблового» иконостаса Троицкой церкви – этим временем можно датировать праотеческий ряд с «Отечеством» в центре, написанные на охряном фоне на досках с фигурным завершением, который увенчал верхний ярус иконостаса.

По словам Якова Вайсфельда, иконостас Троицкой церкви - не самая древняя часть коллекции древнерусского отдела музея. Самая ранняя часть собрания принадлежит рубежу конца XV – начала XVI века. «Иконостас Троицкой церкви сохранился практически полностью и в достаточно хорошем состоянии. Крайне небольшие участки икон заняты реставрационной живописью. Это действительно уникально, что такой комплекс – а там не только Троицкая церковь, там Успенский собор с иконами еще более древними, они тоже дошли до нас в достаточно приличном виде, хотя, безусловно, проходили реставрационный процесс: убирались олифа, загрязнения», - рассказал Я.Вайсфельд корреспонденту ИА «Татар-информ». 

«Эти иконы – свидетели стольких поколений. Они – живое свидетельство. Испытываешь какой-то трепет, осознавая, что несколько поколений наших предков любовались этими иконами и молились перед ними», - сказал Яков Вайсфельд.

Для справки: Троицкая церковь – самое древнее сооружение в Свияжске. Она была заложена монахами Троице-Сергиева монастыря, прибывшими вместе с полками князя Петра Серебреного в 1551 году. На сегодняшний день это единственная деревянная постройка, сохранившаяся от былой Свияжской крепости. Церковь выполнена из дерева лиственницы. Сруб здания был заготовлен зимой 1550 года в лесах вотчины князей Ушатых под Угличем. В разобранном виде весной того же года Троицкая церковь в числе других сооружений, заготовленных таким же образом и доставленных по Волге, была собрана на месте в мае 1551 года. В первоначальном виде Троицкая церковь – восьмерик на четверике – имела световое шатровое завершение, по стенам имелись лишь волоковые окна, дающие мало света. 

В 1764 году Троице-Сергиев монастырь был закрыт, церкви Троицкая и Сергиевская превращены в приходские. В 1795 году на территорию бывшего монастыря перемещается ранее сгоревший женский Иоанно-Предтеченский монастырь. Основные внешние постройки церкви связаны с деятельностью нового монастыря и относятся в основном к 20-м годам XIX века. В это время шатровое завершение заменяется на восьмискатную крышу с барабаном и луковичной главкой. Обходная галерея вокруг церкви была разобрана, но с трех сторон были пристроены крыльца. Церковь была обшита тесом и поставлена на каменный цоколь.

Фото Екатерины КРАСУЦКОЙ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100