Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
В колокольне Богоявленской церкви Казани открылась выставка икон Страстей Христовых
На выставке экспонируются 29 произведений иконописи и декоративно-прикладного искусства XVII-XIX веков из фондов музея и частных казанских собраний.
(Казань, 22 апреля, «Татар-информ», Елена Чембаева). Сегодня в колокольне Богоявленской церкви Казани открылась выставка «Страсти Христовы и Воскресение в русской иконе нового времени».
«Выставка древнерусской живописи из фондов Государственного музея изобразительных искусств РТ посвящена важнейшему христианскому празднику Воскресения Христа и неразрывно с ним связанной теме Распятия. Наши фонды дают удачную возможность тематически менять такие камерные выставки, мы это делаем с удовольствием. Здесь представлены самые различные варианты Воскресения и Сошествия во ад, Распятия», - сказал, открывая выставку, завотделом древнерусского искусства ГМИИ РТ Яков Вайсфельд. Он также отметил значимость работы реставраторов, благодаря которым уникальные произведения древнерусской иконописи предстают перед глазами посетителей выставок. Следующая крупная реставрационная выставка будет посвящена работам реставратора ГМИИ РТ Натальи Михайлиной.
На выставке экспонируются 29 произведений иконописи и декоративно-прикладного искусства XVII-XIX веков из фондов музея и частных казанских собраний. Последние представлены двумя старообрядческими общинами Белокриницкого и Федосеевского согласия.
В древнерусской живописи вплоть до конца XVI века тема Воскресения Христова изображалась толь под видом «Сошествия во ад». Иконография «Сошествия во ад» сложилась на основе текстов Псалтыри, «Послания апостола Петра» и, главным образом, под влиянием апокрифических сочинений – «Евангелия Никодима» и «Слова Евсевия».
В легендах красочно повествуется о том, что после того как распятый Христос «испустил дух», он сошел в преисподнюю, чтобы вывести оттуда прародителей Адама и Еву, царей Давида и Соломона и других пророков и праотцев, первородный грех которых он искупил своей смертью на кресте.
Истоки иконографии восходят к византийскому искусству. На Руси эта композиция известна с XI века (фрески Софийского собора в Киеве). В центре композиции, на фоне светлого, лучистого ореола (славы), расположенного между вершин горок, изображается Христос, стоящий над черной бездной ада. Под ногами Христа часто пишутся разрушенные створки врат ада, разлетевшиеся замки, ключи и цепи. По сторонам Христа изображаются фигуры ветхозаветных праведников. Адама Христос обычно поднимает из ада за руку. Иногда в аду изображается олицетворение ада в образе огромного сатаны, связанного или связываемого ангелами.
Распятие занимает особое место среди событий евангельской истории. Это кульминация крестного пути Иисуса Христа. Это – жертва, принесенная Богом ради спасения людей, во имя искупления их грехов. Полная иконографическая схема этого сюжета, которую переняли и древнерусские иконописцы, сложилась к XIвеку. В центре композиции, на фоне стен Иерусалима – крест с распятым Христом. Крест изображался стоящим на горе Голгофе, передаваемой в виде небольшой горки с пещерой, внутри которой помещался череп Адама, по легенде похороненного на этом месте. По бокам Христа помещались в позах скорби и печали Мария и Иоанн. В более полных композициях добавлялись плачущие жены и римский сотник Лонгин, руководивший казнью.
На выставке представлены разновременные иконографические варианты «Воскресения – Сошествия во ад» и «Распятия», иллюстрирующие стилистическое разнообразие их художественного решения в разные временные эпохи. Большой интерес представляют экспонируемые резные доски с изображением Голгофского креста с орудиями страстей. Подобные композиции в XVIII-XIX веках получили широкое распространение на Русском Севере, встречались они и в Среднем Поволжье.
Значительное место на выставке занимают уникальные произведения, выполненные мастерами Мстери и Палеха. «Иконостас» Давида Порфирьева, «Воскресение и Благовещение» неизвестного иконописца принадлежат к блестящим образцам миниатюрного письма.
На открытии выступил камерный хор «Преображение», исполнивший пасхальные песнопения, в том числе произведения С.В.Рахманинова, П.И.Чайковского и др.
Фото Екатерины КРАСУЦКОЙ
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»