news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

В Казани завершились показы фильмов фестиваля CIFRA

В кинотеатре «КАРО 6 Кольцо» показали три разножанровых полных метра нового венгерского кино и короткометражки Busho.

В Казани завершились показы фильмов фестиваля CIFRA

(Казань, 15 октября, «Татар-информ», Айсылу Хафизова). Фильмы третьего фестиваля нового венгерского кино CIFRA можно было увидеть с 12 по 14 октября в кинотеатре «КАРО 6 Кольцо». Показы завершились сегодня подборкой лучших короткометражных фильмов фестиваля Busho.

12 октября на показе фильма известного режиссера Ильдико Эньеди «О теле и душе» зрителей было больше, чем на других фестивальных показах – почти половина зала. Это большой процент для казанского зрителя, привыкшего смотреть фестивальные фильмы в государственном кинотеатре «Мир». В числе зрителей были представители Министерства культуры РТ.

Ильдико Эньеди – режиссер и сценарист старшего поколения венгерского кино, заставшего золотую эпоху госфинансирования и советской киносистемы. Она родилась в 1955 году, начала свой творческий путь как концепт- и мультимедиахудожник, позднее стала писать сценарии и снимать короткие и полнометражные фильмы. На ее счету более 40 международных наград. Фильм Эньеди «Мой 20 век» вошел в число 12 лучших венгерских фильмов всех времен.

Визуальный ряд фильма – эстетика минимализма, проявление утонченной женственности. Но при этом она транслирует «негламурный» натурализм, свойственный документальному кино. Например, не слишком ухоженные и немолодые люди поедают столовскую еду на крупных планах, при этом говорят. Говорят по-венгерски под русские титры. Все это происходит в контексте главного места действия фильма – скотобойни. На большом экране мы видим сначала глаза коровы, а затем – ее смерть и разделывание ее туши. Отрубленная голова падает на конвейер, тушу разделывают. Кровавые кадры перемежаются с красивыми кадрами леса, где грациозно гуляют олени, с уютными интерьерами квартир, в которых живут герои.

Бойня — неожиданное место действия странной любовной истории. Главная героиня – молодая девушка Мария – работает экспертом по качеству говядины, а начальник предприятия Эндре – пожилой мужчина с добрыми зелеными глазами. Утонченная и нелюдимая девушка привлекла героя своей непохожестью на других женщин предприятия, напоминающих героинь советского кино.

Поворотным пунктом в истории является кража лекарства для потенции быков, когда предприятие нанимает психолога, который проводит тесты, чтобы выявить возможного преступника. Каждый сотрудник опрашивается наедине. В ходе сеансов, которые проводит сексапильная дама, выясняется, что Мария и Эндре видят один и тот же сон, где он и она – пара оленей, гуляющих по лесу, любящих друг друга. Эта история сближает героев. Но до физического контакта не доходит – Мария не готова. Она посещает детского психолога, проигрывает с куклами диалоги с Эндре. Обилие пауз и анемичных диалогов, характерных для фильмов фестивального формата, приводит к невыраженному конфликту героев – Эндре сообщает Марие, что им лучше остаться друзьями, а она решает покончить с собой и, оставшись одна, вскрывает себе вену на крупном, разумеется, плане…

Несмотря на историю с оленями, драматургия фильма в целом кажется бедной для искушенного российского зрителя. Впрочем, кинолента удостоилась множества престижных наград: «Золотой медведь» и приз международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ и приз экуменического жюри Берлинского кинофестиваля -2017, Приз в номинации «Лучший фильм» на Международном кинофестивале в Сиднее и др.

 

Подлинное зрительское удовольствие принес следующий фестивальный показ 13-го октября. Криминальная комедия «Чистое сердце, или Киллеры на колесах» режиссера Аттилы Тилла с первых кадров переворачивает штампы восприятия людей в инвалидных колясках. В первой сцене разыгрывается суровая тюремная драка колясочников. Заявленный в лучших традициях боевика герой по фамилии Рупасов (Сабольч Туроци), оказывается в реабилитационном центре. Там он случайно знакомится с двумя молодыми людьми. Золи (Золтан Феньвеши) и Барба (Адам Фекете) – подростки-инвалиды. Отец, бросивший Золи много лет назад, готов оплатить дорогую операцию сына в Германии. Состояние парня ухудшается, но он отказывается от операции, потому что обижен на отца. Барба страдает церебральным параличом, он может ходить и помогает Золи в перемещениях. Героев играют реальные инвалиды – вполне в духе венгерских документальных традиций.

После встречи с легендарным убийцей Рупасовым скучная жизнь подростков круто меняется, они попадают в смертельно опасные ситуации, помогают Рупасову расправляться с другими бандитами. Фильм подкупает своим нетривиальным отношением к теме инвалидности, не эксплуатирует штампы и не взывает к состраданию, тем самым нивелируя тему инклюзивности – она не нужна людям, живущим динамичной жизнью с неожиданными поворотами.

Финал фильма раскручивает историю на 180 градусов, зритель понимает, что его водили за нос все полтора часа. Лента получила награды Международного кинофестиваля в Чикаго, Международного кинофестиваля в Салониках и других.

Финальным полным метром стала эпическая комедия о жизни семьи на фоне переломных и трагических событий в истории страны. 14 октября на казанском экране представили картину «Мама и другие сумасшедшие родственники». Фильм снимали сразу несколько режиссеров: Эстер Оноди, Тибор Гашпар, Петра Хованьец, Дьёрдь Барко.


 

В прологе фильма оживают детские воспоминания о счастливом весеннем дне 1961 года – когда Берта с мамой и папой перед Пасхой ходила в деревню за яйцами, и чудеса случались на каждом шагу. Сейчас Берте 52, а маме идет 93-й. Мама страдает старческим слабоумием и изводит любящую дочь ночными звонками с советами запастись содой перед грядущей войной. Днем она рассказывает о событиях своей нелегкой жизни, окуная дочь в воспоминания.

ХХ век вихрем проносится по экрану в виде сюрреалистических и комичных сцен на фоне трагических событий в истории, в которую автор, по-видимому, сильно стремился попасть, создавая колосс. Героини выходят замуж, удачно и не очень, спасаются от нацистов, а затем от русских, переживают участь мигрантов, растят детей. Мама героини за свои 93 года совершила около 30 переездов, убегая от катаклизмов.
Завершили фестивальные показы короткометражные фильмы фестиваля Busho. Программа состояла из четырех короткометражных драм: «На проходе» (2015, режиссер – Ката Олах), «Индеец» (2016, режиссер – Балаж Шимони), «Господин Сабо» (2015, режиссер Арон Ференцик) и завоевавшая Оскар картина «Пой» (2016, режиссера Криштофа Деака).

Фестиваль возник осенью 2004 года. 3-й фестиваль совершил настоящий международный прорыв, в котором в 2007 году выступили 45 стран. Название BuSho является результатом словесной игры (Bu – Будапешт, Sho – короткометражки), это слово также перекликается с традиционной южно-венгерской народной сказкой, зимнему путешествию в Бушо. Организаторы фестиваля стремятся дать молодым творцам возможность представить себя, самореализоваться, тем самым создавая новую европейскую ценность. В 2011 году на фестиваль поступило 962 короткометражных фильмов. Здесь проводятся панорамные показы, презентации киношкол и различных семинары. Кинофорум проходит ежегодно в первую неделю сентября в Будапеште.
 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100