news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

В Казани состоялось официальное открытие Года Франции в России

Выставка французского коллекционера Арно Жибо «Пекин - Амур - Париж» открылась сегодня в Государственном музее изобразительных искусств РТ.

(Казань, 21 января, «Татар-информ», Люция Камалова). Выставка французского коллекционера Арно Жибо «Пекин - Амур - Париж» открылась сегодня в Государственном музее изобразительных искусств РТ. Таким образом, в Казани был дан старт Году Франции в России. Десятки людей, пришедших на это событие, смогли увидеть и оценить 60 уникальных фотографий, сделанных в конце XIX века французским путешественником Шарлем Вапро.

«Мы немного раньше, чем в других городах России, открываем в Казани Год Франции в России. Не дожидаясь официальных открытий, которые запланированы в России на апрель этого года, продолжаем проводить мероприятия, посвященные Франции. Наши творческие связи с этой страной активно развиваются сегодня, и один из показателей этого - выставка, которую мы открываем сегодня», - сказала, открывая мероприятие, заместитель Премьер-министра РТ – министр культуры Зиля Валеева.

Если бы не череда удивительных событий, то жители Казани никогда не увидели бы исторические снимки. 15 лет назад еще никому не известный, но уже увлеченный своим хобби коллекционер Арно Жибо приобрел на аукционе в Париже старые негативы с изображением Сибири и Пекина всего за 10 евро. Придя домой и разобрав коробку, Арно был разочарован – негативы оказались полупрозрачными. Решив, что фото испорчены временем, коллекционер убрал коробку в шкаф и забыл про нее на несколько лет.

Вспомнить про старые негативы помог случай. 4 года назад Арно Жибо пригласила в гости в Томск его давняя знакомая - фотограф Патрисия Шишманова. Решив сделать ей подарок в виде фотографий из Сибири, Арно достал негативы и с удивлением обнаружил, что их можно воспроизвести. Он с трудом нашел лабораторию, напечатал 20 фотографий и повез их в Сибирь, где по описанию в книгах и по фотографиям Патрисия Шишманова выяснила, что автор фотографий - Шарль Вапро.

«Я счастлив, что 100 лет назад еще не было цифровых фотографий и мне достались уникальные негативы путешественника Шарля Вапро, которые привели меня в Казань. Эта выставка была представлена в нескольких городах России и в Пекине», - сказал коллекционер Арно Жибо.

Он рассказал гостям выставки, что в 1892 году Шарль Вапро отправился в путешествие, во время которого он пересек весь континент от Пекина до Парижа за 112 дней. Вместе со своей женой Мари и китайским помощником Ханом они посетили Японию, Корею, Владивосток, Сахалин, прошли по рекам Амур и Шилка, пересекли Сибирь, побывали в Нижнем Новгороде, Казани, Москве и Санкт-Петербурге.

Из экспедиции Шарль Вапро привез 150 негативов, 90 из которых и купил 100 лет спустя Арно Жибо. «До сих пор для меня загадка, где вторая половина негативов, сделанных Ш.Вапро», - признался коллекционер, добавив, что на выставке есть две его самые любимые фотографии – это снимок жены Ш.Вапро, благодаря которому удалось узнать его автора, и фотография русской семьи с 8 детьми.

«На этой фотографии - крепкая русская семья, чувствуется, что у россиян до революции был хорошо организован быт, на снимках изображены хорошие дома, красиво одетые люди», - сказал А.Жибо.

Черно-белые снимки Шарля Вапро, словно машина времени, переносят зрителя в XIX век, когда в России и Китае вместо автомобилей людей развозили повозки с лошадьми, а фотоаппарат был такой редкостью, что для героев снимков это стало настоящим событием. На фото изображены богатые купцы в праздничной одежде, в кругу своей семьи. Можно долго разглядывать наряды женщин того времени – длинные, пышные платья, неизменная замысловатая шляпка на голове, это уже давно стало историей, сегодня нравы, как и мода, совсем иные.

Экспозиция, повествующая о поездке в Пекин, начинается с фотографии под названием «Китайский мандарин», так в Китае называли чиновников. На ней изображен статный мужчина в восточном халате, украшенном свастикой. Это сегодня у многих свастика вызывает ассоциации с фашизмом, а на Востоке того времени этот знак был символом солнца, удачи, созидания. Можно увидеть на выставке также долину гробниц, императоров китайской династии, принцев крови.

Наверное, самые грустные фотографии изображают сибирских каторжников. По рассказам Ш.Вапро, в русских деревнях было принято выставлять для них еду в окне, чтобы заключенные не заходили в дом и не грабили хозяев.

Лишь на нескольких снимках можно найти самого автора с его женой Мари Вапро. Увидев же фотографию огромной повозки, набитой аппаратурой, с которой Шарль Вапро путешествовал по миру, становится понятно, какой ценой ему достались исторические снимки.

Выставку в Казани представили Французский культурный центр в Москве, Центр французского языка и культуры «Альянс-Франсез-Казань» и Государственный музей изобразительных искусств РТ при поддержке Посольства Франции.

Прекрасным дополнением к историческим фотографиям Шарля Вапро на выставке послужили фотоработы наших современников. Директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева представила фотографии Пекина, известный казанский фотограф Фарит Губаев показал необыкновенный Париж, а его коллеги Юрий Филимонов и Эдвард Хакимов - кадры необъятной Сибири. 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100