news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

В Казани прозвучит хоровая духовная музыка

(Казань, 12 декабря, «Татар-информ», Сергей Саввин). Завтра в Большом концертном зале Татарстана хор студентов Казанской консерватории исполнит «Демественную литургию» Александра Гречанинова и фрагменты из оратории «Илия» Феликса Мендельсона.

«На этом концерте прозвучат произведения, которые редко исполняются. «Демественная литургия» в советское время вообще не исполнялась: мы просто не знали о ее существовании, – сказал корреспонденту ИА «Татар-информ» заведующий кафедрой хорового дирижирования Казанской государственной консерватории имени Назиба Жиганова заслуженный деятель искусств РТ профессор Владислав Лукьянов. – Более того, в свое время Гречанинов был отлучен от церкви именно за то, что он духовные сочинения писал с оркестром и органом – нарушая каноны церкви. В то же время Гречанинов искал новые средства выразительности, и надо сказать – это ему удалось, и сейчас его произведения исполняются музыкантами с большим удовольствием. Не случайно эту литургию, с органом, мы исполняли в Германии, в сентябре, и нас очень хорошо принимали – там больше интересуются как раз русской музыкой».

Во втором отделении прозвучат фрагменты из оратории Феликса Мендельсона «Илия». «И об исполнении «Илии» мы не могли бы даже задумываться, – сказал хормейстер. – В то же время католическая музыка иногда звучала, потому что наши руководители не знали, что этот латинский текст – божественный и совпадает с русскими молитвами слово в слово, например «Credo»: «Верую во единого Бога Отца Вседержителя». Ну и про Илью-пророка они знали только то, что он громовержец. Теперь мы имеем возможность исполнять и слушать эту прекрасную музыку, мы уже исполняли ее в Германии. Правда, сегодня мы не можем исполнить с оркестром, это в планах на весну, а пока – фрагменты под фортепиано».

Дирижерами выступят Алина Мухамеджанова и Ян Дже Вон (Южная Корея). «В Южной Корее очень много верований, там есть и католики, и протестанты, и православные, и там, как я узнал, очень интересуются русской музыкой. И кореянка, которая проучилась у нас много лет и сейчас оканчивает аспирантуру, интересуется прежде всего русской музыкой, и будет дирижировать русскую музыку. Она хорошо воспринимает западноевропейскую музыку, и свою, это настоящий, глубокий по своему музыкантскому мышлению человек. По ее словам, можно найти много точек соприкосновений в наших песнопениях, в них многое совпадает, и для нее это очень важно. Безусловно, все это – составляющая культурного диалога между нашими народами», – отметил Владислав Лукьянов.

Напомним, «Демественную литургию св. Иоанна Златоуста» для хора и органа Александр Гречанинов (1864 – 1956) писал в Москве, в 1917 году, во время октябрьских боев на Пресне. Отрезанный от всего мира, без света, воды, еды, друзей, он создавал музыку о судьбе России, о своей жизни, которая была на волоске от гибели, и музыка эта вырастала до глобальных обобщений о всемирном потопе и разломе, драматичная, театрально-выразительная.

Ораторию «Илия» для солистов, хора и оркестра Феликс Мендельсон (1809 – 1847) написал на закате короткой жизни и отразил в ней разногласия с берлинским обществом, а также свой внутренний конфликт между этническим и религиозным самоопределением, и сегодня эта масштабная драматическая фреска на темы Ветхого завета стоит в одном ряду с такими шедеврами, как «Страсти» Баха, оратории на библейские темы Генделя, мессы Гайдна и Бетховена. «Я представляю себе Илию настоящим пророком, какого нам нужно было бы теперь, – писал Мендельсон, – сильного, горячего, гневного и мрачного, даже недоброго, борющегося с придворным сбродом, почти со всем миром».

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100