Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
В Казани презентовали первую цифровую антологию татарской хоровой музыки
![В Казани презентовали первую цифровую антологию татарской хоровой музыки](https://www.tatar-inform.ru/images/uploads/photo/2021/12/3/0b0a51216e9b0f6c3ac3295d8ecfd82c.jpg)
На сцене Государственного Большого концертного зала имени Сайдашева состоялась презентация первой антологии татарской хоровой музыки в едином цифровом формате. В нее вошли 18 сочинений выдающихся татарских композиторов, творивших в XX веке. Среди них — Султан Габяши, Салих Сайдашев, Александр Ключарев, Назиб Жиганов, Рашид Калимуллин и другие.
За реализацию проекта взялся Государственный камерный хор Республики Татарстан во главе с художественным руководителем Миляушой Таминдаровой.
«К идее создания антологии татарской музыки меня подтолкнул голосовой помощник. Когда я обратилась к нему со словами „Поставь музыку Жиганова”, он предложил мне прослушать треки Джигана. Выяснилось, что ни на одной музыкальной платформе нет в хорошем качестве записей из нашего национального классического хорового наследия. Оставить это так было выше моих сил», — рассказала Таминдарова.
![](https://www.tatar-inform.ru/images/uploads/photo/2021/12/3/c0c5cabeb3331bf19bf064fb213b1059.jpg)
Фото: © Владимир Васильев
Реализация проекта стала возможной благодаря гранту «Татнефти», а также поддержке Министерства культуры РТ. Однако, по словам Таминдаровой, работа пошла не сразу.
«Грантовых денег хватило лишь на тестирование звукозаписывающих студий. Я могу ответственно заявить, что в Казани мы обошли их все и отыскали отвечающую нашим потребностям студию лишь в Салмачах! Но это было только началом нашего тернистого пути», — поделилась дирижер.
![](https://www.tatar-inform.ru/images/uploads/photo/2021/12/3/d63b95bb67cac6caafe69fda72a7f917.jpg)
Фото: © Владимир Васильев
На оплату прочих расходов, таких как сама запись, сведение звука, выпуск тысячи экземпляров диска, грантовых денег было недостаточно. И тогда музыкантам помогло Министерство культуры Татарстана.
«Обратившись с официальным обращением в ведомство, мы получили тактичный отказ в связи со сложным финансовым положением. И тогда я обратилась напрямую к нашему министру культуры Ираде Аюповой, слезно умоляя помочь нам. О гонорарах не было даже речи – мы горели только идеей оставить хоровое наследие Татарстана будущим поколениям», — подчеркнула Таминдарова.
![](https://www.tatar-inform.ru/images/uploads/photo/2021/12/3/a6c3dc6bc5cc34d4413578414774a421.jpg)
Фото: © Владимир Васильев
После того как авторы идеи смогли заручиться дополнительной поддержкой Минкультуры республики, работа закипела. Но запись заняла больше времени, чем предполагалось.
«Мы могли прийти в студию, провести там целый день и ничего не записать. Качественная запись хора — тема для отдельной диссертации. Записать, скажем, инструментальную музыку проще, хотя и это является целой наукой. Всё потому, что голос каждого неповторим, как отпечатки пальцев, и сделать так, чтобы Вася, Петя, Коля и Габдулхак сошлись в одном унисоне и звучали однородно — непросто. К тому же татарская музыка XX века настолько разнообразна, что каждое произведение нам нужно было собирать буквально с нуля», — пояснила Таминдарова.
![](https://www.tatar-inform.ru/images/uploads/photo/2021/12/3/d4b11309c14d65c4b07886725c87fd86.jpg)
Фото: © Владимир Васильев
Но приступив к сведению звука, Государственный хор столкнулся с еще одной проблемой. Речь идет об авторских правах на опубликованные после смерти автора произведения, которые действуют в течение 70 лет после выпуска.
«Правопреемники Рустема Яхина, нашего великого композитора, выставили нам счет в миллион рублей за внесение в антологию его произведения. Мы были вынуждены исключить его из альбома. Я уверена: будь сам Яхин жив, он был бы счастлив, что столько труда и сил было вложено в его произведение и что его творение смог бы услышать любой человек, у которого есть выход в интернет», — посетовала дирижер.
![](https://www.tatar-inform.ru/images/uploads/photo/2021/12/3/fc98161c28915c8b6f299a95904117e5.jpg)
Фото: © Владимир Васильев
По ее словам, антология уже выпущена на цифровых носителях, а к концу этого года вошедшие в нее треки будут представлены на основных музыкальных интернет-площадках, таких как Apple Music, Sound Cloud и Spotify.
Помимо этого, в описании к каждой композиции окажется представлена информация о произведениях, собранная Госхором РТ из архивных документов и рассказов наследников композиторов.
![](https://www.tatar-inform.ru/images/uploads/photo/2021/12/3/a2db125ea25e0cbfc7313f3dcd92e8aa.jpg)
Фото: © Владимир Васильев
К примеру, в антологию вошло одно из первых произведений татарской композиторской музыки, посвященных теме Родины, — хор Султана Габяши «Кичке азан» на стихи Габдуллы Тукая. В одноименном тексте Тукай использовал ритм стихотворения Михаила Лермонтова «Звезда». А название («Вечерний азан») произведения татарского классика отсылает к стихотворению одного из основных представителей ирландского романтизма Томаса Мура, которое в русском переводе Ивана Козлова стало известно как «Вечерний звон» и было положено на музыку.
«Только вообразите: Томас Мур — Михаил Лермонтов — Габдулла Тукай — Султан Габяши и первое татарское хоровое произведение! И в этой взаимосвязи и заключается смысл нашей антологии: показать наше наследие и заявить о нем как о равном европейскому академическому наследию, что мы равные среди равных», — резюмировала Миляуша Таминдарова.
![](https://www.tatar-inform.ru/images/uploads/photo/2021/12/3/a443c698f81b8db0b79bf55a96cc52a6.jpg)
Фото: © Владимир Васильев
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»