news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

В Казани отзвучали финальные аккорды юбилейного фестиваля современной музыки Concordia

X Международный фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной Concordia завершил свой неспешный ход. В этом сезоне масштабный музыкальный проект, который растянулся на два месяца, представил казанцам и гостям столицы 11 премьер – произведения современных композиторов ХХ и ХХI веков, еще не звучавшие в Казани, а также не обошлось и без мировой премьеры.

В Казани отзвучали финальные аккорды юбилейного фестиваля современной музыки Concordia

Так, благодаря музыкальному форуму в стенах Большого концертного зала имени Сайдашева впервые прозвучали Концерт для фортепиано с оркестром «Воскресение» Кшиштофа Пендерецкого, Сюита из музыки к кинофильму «Судьба человека» Вениамина Баснера, Симфония № 1 De Profundis Алексея Ретинского, Симфония № 7 Александра Чайковского.

Чуть ближе к татарстанскому слушателю стали композиторы Золтан Кодай с сочинением «Танцы из Галанты», Игорь Стравинский с Концертными танцами для камерного оркестра и Альберто Хинастера с Концертными вариациями для оркестра.

Премьерой в Казани стало также сочинение Софии Губайдулиной — Концерт № 1 для скрипки с оркестром Offertorium.

В этом году не обошлось и без мировой премьеры — Симфонии № 23 Сергея Слонимского. Свое музыкальное полотно композитор посвятил заслуженному артисту России, профессору Владимиру Альтшулеру, с которым его связывали теплые дружеские отношения.

«Сергей Слонимский — это образцовый петербургский интеллигент. Он был значимым человеком, выдающимся гражданином России, интересным человеком и композитором. Его музыкальный язык был непрост. Мне кажется, он основан на более древних пластах русской музыки, чем музыкальный язык Рахманинова или Чайковского», — рассказал о композиторе Альтшулер.

Также на фестивале выступили выдающиеся музыканты современности, некоторые из которых впервые разделили одну сцену с Государственным симфоническим оркестром РТ, художественным руководителем и главным дирижером которого является народный артист России и Татарстана Александр Сладковский.

Сегодня ставшие традиционными концерты фестиваля авангардной, современной и новейшей музыки собирают на одной сцене мэтров, чьим талантам рукоплещут во множестве стран мира. В этом сезоне солистами фестиваля выступили именитые музыканты — Филипп Копачевский (фортепиано), Сергей Догадин (скрипка), Алена Баева (скрипка), а также дирижеры — Владимир Альтшулер, Гавриэль Гейне, Фабио Мастранджело и Александр Рудин.

Именно Александр Рудин выступил на финальном концерте фестиваля, где проявил себя в качестве не только дирижера, но и виолончелиста. Вместе с казанским коллективом он исполнил сольную партию Вариаций на тему Гайдна для виолончели с оркестром Эдисона Денисова, еще не звучавших в Казани.

По признанию музыканта, к музыке Денисова он относится с особенным трепетом.

«Я очень люблю Денисова, в свое время я обучался у него инструментовке. Хорошо его знал. Мне нравится его музыка, я иногда к ней обращаюсь. Очень жаль, что его произведения звучат не так часто, как хотелось бы», — сказал Рудин.

Также в этот вечер впервые в Казани прозвучали новая редакция Прелюдии Тиграна Мансуряна, которую композитор создал специально для этого концерта, и «Антифоны памяти протоиерея Михаила Правдолюбова» Андрея Головина. Композитор Головин лично присутствовал на исполнении своего сочинения в качестве почетного гостя.

«Надо сказать, что все три композитора по-своему честны по отношению к своим слушателям и достойны внимания музыкальной общественности. Прелюдии Мансуряна — весьма сложное, но невероятно изысканное сочинение, требующее конкретной работы, а музыка Головина в целом очень мне близка. В ней нет никакого намека на авангард, на “заумь”. С одной стороны, она весьма традиционная, с другой — местами минималистичная, а главное, в ней много искреннего, настоящего, честного», — поделился своими впечатлениями Рудин.

Для Александра Рудина и ГСО РТ совместное выступление было особенным, так как в этот вечер состоялось первое сотрудничество московского дирижера и татарстанского коллектива. Рудин также впервые выступил на одной из главных музыкальных площадок Казани.

«Надо сказать, что симфонический оркестр в Татарстане очень и очень хорош. Он строен, у него сбалансировано звучание разных групп. Я очень доволен и рад нашему общению. Я впервые выступил с вашим коллективом, поэтому для меня сегодня также случилась премьера», — признался солист и дирижер.

Популяризация современной музыки и знакомство слушателей с произведениями композиторов различных стилей и жанров — одна из основных целей, которую ставит перед собой Госоркестр РТ. Ее достижению во многом способствует фестиваль Сoncordia, основанный художественным руководителем и главным дирижером ГСО РТ, народным артистом России Александром Сладковским.

Фото предоставлены пресс-службой оркестра

news_bot_970_100