news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

В Казани открылась выставка оптической игры Alina

Проект Alina – оптическая игра, где привычное и надежное оказывается посторонним и опасным, а чуждое – притягательным и «своим».

В Казани открылась выставка оптической игры Alina

(Казань, 26 февраля, «Татар-информ», Эльза Кузнецова). В казанском Центре современной культуры «Смена» открылась необычная выставка художника Николая Онищенко под названием Alina. Организована она в сотрудничестве с междисциплинарным центром Москвы Department of Research Arts.

 

Проект Alina начался в 2012 году и посвящен теме чужеродности. Об этом пришедшим на открытие выставки рассказал сам Онищенко. Он пояснил, какие процессы восприятия его занимают: «Выставка посвящена такому странному состоянию, которое мне очень нравится и которое мне всегда было очень интересно, – состоянию в пространстве, которое не предполагает человеческого присутствия».

Выставка работ художника отсылает к камерной композиции эстонского композитора Арво Пярта Alina и визуально воплощает состояние слушания как погружения в себя и, следовательно, отрешения от окружающего мира. Внимание зрителя приковывают необычные, «ненастоящие» объекты, которые ставят под вопрос само существование реальной действительности.

Alina – это не простое красивое женское имя. Оно созвучно латинскому alia, «другие», и английскому alien, «чужак». «Получается довольно забавная словесная игра, ассоциация. А еще в XVIII–XIX веках в Западной Европе так называли незаконнорожденных девочек. И я очень люблю музыку Арво Пярта. Мне кажется, своим минимализмом и дерзостью музыка и выставка созвучны. Чем больше Алин, тем лучше», – заметил Николай Онищенко.

На картинах художника знакомые взгляду элементы действительности – верхушки деревьев, облака, фасады зданий, дорожная разметка – дополнены инородными геометрическими объектами, не характерными для обыденности. Эти объекты разрастаются и словно надвигаются на зрителя. И они выглядят более реальными, чем изображения реальных объектов.

Художник в своих работах часто изображает памятники советского архитектурного модернизма. «Здания советского модернизма мне были наиболее интересны по той причине, что они как раз находятся в смысловом и интеллектуальном положении чужеродности. Тогда (во времена СССР – прим. Т-и) были большой нарратив и большая идея, которые, как оказалось, не работают. И на данный момент они находятся в зависании. Мне близок язык архитектуры и графики», – частично объяснил он свои мотивы.

У представленных картин нет названий, так как, по замыслу художника, все работы составляют единое целое, подобно мозаике. И этого единого целого есть общее название. «Можно было назвать картины Alina 1, Alina 3 или Alina 23. И так далее. Но есть общая идея, и ощущения не должны меняться», – пояснил Онищенко.

Рассуждая о творческих порывах, художник признался, что его вдохновляет «все окружающее, как и всех людей». «Откровенно говоря, любой художник до конца не понимает, что он делает. Это какие-то сильные и сложные импульсы, большой и сложный набор рефлексий. Почему приходит та или иная идея и почему она развивается определенным образом, сказать, наверное, очень сложно», – добавил он.

Николай Онищенко родился в 1979 году в Воронеже. Окончил художественно-графический факультет Воронежского государственного педагогического университета (Воронеж) и Институт проблем современного искусства (Москва); работает в жанрах видео, фотографии, инсталляции, перформанса, графики и живописи. На данный момент художник живет и работает в Москве.

Отметим, что выставка в Казани продлится до 16 апреля.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100