Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
В Казани открылась II Казанская международная биеннале печатной графики
Гран-при конкурса удостоился Ян Бертиль Андерссон из Швеции.
(Казань, 3 декабря, «Татар-информ», Люция Камалова). II Казанская международная биеннале печатной графики открылась сегодня в галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств РТ. Разнообразные графические работы на суд казанской публики представили 70 художников как из городов России, так и из Америки, Швеции, Германии, Италии и Польши.
Стоит напомнить, что впервые казанская биеннале печатной графики состоялась в 2011 году. В этом году, по мнению ее организаторов, на биеннале в Казани представлено большее количество работ, которые отличает высокое качество исполнения.
«Задача нашей биеннале - возродить такой вид искусства как гравюра и печатная графика. В современном мире мастера обращаются не только к классическому исполнению гравюр, но и к современным технологиям. На этой биеннале представлено много таких экспериментальных техник», - отметила во время предваряющей открытие выставки пресс-конференции куратор казанской биеннале Ольга Улемнова.
Известный в Швеции искусствовед, специалист по графике Томас Чельгрен, возглавляющий художественный отдел городского музея Кристианстада, признался, что впервые организовал выставку шведской графики в России 7 лет назад, выразив радость, что теперь ее увидят и жители Казани.
«Графика – это хороший способ коммуникации. Когда мы организовывали эту выставку, у нас была цель, чтобы наши художники вступили в разговор с местными художниками, чтобы эти разные миры, в которых мы работаем, встретились», - сказал он.
Томас Чельгрен представляет в рамках биеннале выставку «Четыре шведских графика в Казани». Работы шведских мастеров выполнены как в классических техниках офорта, сухой иглы и акватинты, так и в технологиях, практически не известных не только казанскому зрителю, но и художникам (фотополимерная гравюра, коллография).
Графические работы украсили все три этажа Галереи современного искусства. Особое место в одном из залов галереи занимают работы победителя I Казанской биеннале печатной графики 2011 года Айрата Терегулова (Уфа). Художник получил признание как смелый экспериментатор в области художественной формы, высокопрофессиональный мастер печатной графики не только у себя на родине, но и во многих странах мира. Айрат Терегулов не только принял участие в работе жюри биеннале, но и сам открыл персональную выставку своих необычных, черно-белых произведений. В интервью журналистам он признался, что рад тому, что после распада Советского Союза вновь возрождается такое искусство, как печатная графика.
Искусство печатной графики США на биеннале представлено подборкой работ известных мастеров, составленной нашей соотечественницей Татьяной Лысковой, много лет живущей в Сан-Франциско и ставшей неотъемлемой частью его художественной среды. Художница родилась в Казани, закончила Казанское художественное училище, после чего прошла обучение в Москве. В Сан-Франциско она живет уже 15 лет.
«Мне приятно, что я вернулась в Казань с миссией дружбы, взаимоотношений и разговоров между Америкой и Россией. Мои коллеги в США восторженно восприняли эту идею. Было бы замечательно продолжать наше сотрудничество. Можно подумать о совместных выставках как в Казани, так и в Америке, я за это двумя руками», - поделилась своим мнением Т.Лыскова.
Председатель жюри конкурса, действительный член РАХ Александр Суворов поблагодарил организаторов казанской биеннале, отметив высокий уровень работ его участников. «Печатная графика отличается от многих других искусств, художники понимают и ценят всю магию такого сложного, таинственного процесса и преданы этой работе всей душой. Для кого-то это часть жизни, а для кого-то это еще и судьба», - сказал он. А.Суворов сообщил, что на выставке в Казани представлено несколько техник, видов печати. Работы, по его мнению, очень яркие и разнообразные по сюжету, как философские притчи, так и пейзажи, портреты.
Шведский переводчик и издатель, организовавший в Казани в 2012 году мини-фестиваль шведского искусства, а осенью этого года - семинар поэтов-переводчиков, Микаэль Нюдаль рассказал, что одна из целей его приезда – организация мастер-классов шведских мастеров для татарстанских художников.
Художник из Чебоксар Игорь Улангин, большой друг казанских графиков из группы «Графком» презентовал в Казани свой авторский проект Postcard Print, задуманный им как биеннале и 1-й раз проведенный осенью нынешнего года. Идея проекта – в возрождении авторской почтовой открытки, выполненной в печатных техниках.
Небольшая экспозиция «Это мы можем» представила творчество начинающих художников - детей и взрослых, занимающихся в Центре печатной графики ГМИИ РТ.
Во время торжественной церемонии открытия биеннале представители Министерства культуры Татарстана вручили организаторам мероприятия, а также членам жюри конкурса благодарственные письма. После чего были объявлены победители, ими стали 15 человек.
Гран-при за серию офортов «Инстинкт обозначения», «Ночной умысел» удостоился Ян Бертиль Андерссон из Швеции. Первое место было присуждено Роберто Джанинетти из Италии за серию ксилографий «Лики». Диплом второй степени был вручен Андрею Андрееву из России за замечательную серию линогравюр «Мужики». З-е место занял Ринат Миннебаев из Башкортостана за триптих «Объект-М3». В числе лауреатов конкурса также художники из Германии, Швеции, США, а также таких городов России, как Казань, Нижний Тагил, Санкт-Петербург и Москва.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»