news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

В Казани открылась фотовыставка «Апофеоз войны»

В выставочном зале ИК «Элемте» представлены 42 фотографии из горячих точек Азии и Африки специального корреспондента «Новой газеты» Виктории Ивлевой.

(Казань, 6 июня, «Татар-информ», Сергей Саввин). В выставочном зале ИК «Элемте» в центре столицы Татарстана представлены 42 фотографии из горячих точек Азии и Африки специального корреспондента «Новой газеты» Виктории Ивлевой (Москва).

На выставке, организованной казанской галереей «Аврора-1991», собраны документальные фотографии, сделанные московским журналистом Викторией Ивлевой в 1992 – 2005 годы в Грузии, Армении, Карабахе, Приднестровье, Таджикистане, Афганистан, в странах Африки. Есть и подборка отсканированных полос «Новой газеты» с материалами Виктории Ивлевой. 

«Все работы сделаны «в свободном полете», и есть несколько работ, которые я сделала как корреспондент «Новой газеты», – сказала корреспонденту ИА «Татар-информ» Виктория Ивлева. – Ситуации, когда я «ловила» события и мне нужно было первой добежать до самолета и отправить пленки в Москву, остались далеко позади. В какой-то момент понимаешь, что просто «бегать» неинтересно. И я как раз никуда не тороплюсь, теперь я работаю медленно – при внутренней собранности, понимая, что в любой момент может что-то произойти, я позволяю себе оставаться на месте столько, сколько хочу». 

По мнению журналиста, в работе ей помогает ее общий культурный базис, общее отношение к жизни, к миру и, конечно, профессиональный опыт и уровень техники. Как сказала Виктория Ивлева, основы фотодела она получила в фотоучилище в Ленинграде, а продолжила обучение в фотогруппе факультета журналистики Московского университета.

«Считаю, образование университет давал блистательное, а специального фотографического образования не было. Я овладела техническими азами – и дальше начинаешь учиться сам, под влиянием среды, родителей, которые в тебя что-то заложили, влияют книги, которые ты читаешь, друзья, с которыми общаешься, мир вокруг тебя – из этого всего и складывается личность. Давно известно: чтобы стать писателем, журналистом, не нужно оканчивать литинститут, главное – чтобы тебе было что сказать», – считает Виктория Ивлева. 

Журналист напомнила, что выставочный проект «Апофеоз войны» проводится при финансовой поддержке Российского Красного Креста, за последние три года фотофакты из горячих точек планеты экспонировались в нескольких регионах, в частности, на Северном Кавказе, в Петербурге. Предыдущий город, где выставлялись эти фотографии, – Нижний Новгород (Музей фотографии), там и увидел их директор галереи «Аврора-1991» Артем Азимов и «встал в очередь».

«Здесь нет серий, это отдельные фотографии из разных мест, отобранные совместно с сотрудниками Московского музея современного искусства, где была первая выставка, три года назад. И мы отбирали фотографии с прицелом на гуманитарную область, поскольку организатором проекта был комитет Красного Креста», – сказала Виктория Ивлева. 

По словам фотожурналиста, прошедший год она посвятила проекту «Новой газеты» «СССР: продукт после распада»: «Это были поездки по всем бывшим республикам Советского Союза и рассказы о жизни самых обычных людей. А сейчас я делаю проект «Безымянное пространство», интересный, мне кажется, с журналистской точки зрения. Мы собрали специальную выборку по всем федеральным округам – о каких субъектах федерации меньше всего пишут и говорят центральные СМИ. И получили 7 аутсайдеров: в Приволжском округе – Марийская Республика, в Центральном – Ивановская область, в Южном округе – Карачаево-Черкесия, в Северо-Западном – Ненецкий автономный округ, в Уральском – Ямало-Ненецкий автономный округ, в Сибирском – уже не существующий Усть-Ордынский автономный округ и на Дальнем Востоке – Еврейская автономная область. Бываю в этих округах, по 5-6 дней, этого хватает, чтобы сделать газетный разворот. Пишу медленно, один материал делаю месяц. И торопить меня бессмысленно». 

По словам Виктории Ивлевой, на Северном Кавказе посетители выставки «Апофеоз войны» понимали изображенную фотографом боль так же, как посетители в других регионах: «Люди проникались, пропускали боль через свою, – люди везде одинаковые. В Назране я рассказывала детям, где и что я снимала, и видела, как им жалко больных детей на моих фотографиях. Это нормальная человеческая реакция. И нигде не было людей, кто бы пришел на выставку с баллончиком краски и пытался замазать эти фотографии».

На снимках мастера документальной публицистики – беженцы, пациенты-инвалиды центров реабилитации, темнокожие подростки и юноши, вынужденные стать воинами, паникующие в борьбе за питьевую воду толпы селян, «домашние» обряды прощания с умершими. Каждый снимок, кроме того, что он документ трагических событий, является и художественным произведением – в великих традициях мировой, в том числе русской и, особенно, советской «социальной» фотографии. Потому Виктория Ивлева снимает монохромно, на пленку, хотя не отрицает и цветную фотографию.

Выставка открыта до 29 июня. Вход свободный.

Виктория Ивлева родилась в Санкт-Петербурге. В 1983 году окончила факультет журналистики МГУ. Фоторепортер, пишущий журналист. Печаталась в газетах «Комсомольская правда», «Собеседник», «Московские новости», в журнале «Огонек». В настоящее время фотообозреватель «Новой газеты». Фотографии были опубликованы в таких изданиях, как «New York Times Magazine», «Stern», «Spiegel», «Express», «Sunday Times», «Independent», «Die Zeit», «Focus», «Marie-Claire» и других. В 1988 году в Париже вышел альбом фотографа «Temps present de la Russie«, в 1989 альбом был опубликован в США. В 1991 году фоторепортаж Виктории Ивлевой, сделанный в помещениях IV реактора Чернобыльской АЭС, получил приз «Золотой Глаз» крупнейшего конкурса в области фотожурналистики «WorldPressPhoto«. Виктория Ивлева – почетный гость фестиваля фотографии в Перпиньяне (Франция) 1992 года.

Фото Сергея САВВИНА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100