Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
В Баку представили театральный симбиоз «Гамлета» Шекспира и «Чайки» Чехова
Студенты Бакинского славянского университета переосмыслили произведения двух великих классиков.
(Баку, 30 июля, «Татар-информ», Мансур Имрадов). Под завершение театрального сезона в Бакинском славянском университете состоялась премьера спектакля драмстудии «Сфера» «Маска безумия или магия искусства».
Труппа актеров-любителей, студентов БСУ, под руководством режиссера драмстудии «Сфера» Фикрии Мурадлы вынесли на суд зрителей оригинальную сценическую компиляцию по мотивам произведений «Гамлета» Шекспира и «Чайки» Чехова.
Попытка «совместить несовместимое» в действительности вылилась в неоднозначный творческий проект с глубоким драматическим подтекстом. Первая сцена начинается с прибытия прямо в зал Ирины Николаевны Аркадиной из чеховской «Чайки» со своей свитой, которая обращаясь прямо к зрителям, предлагает показать им представление – «Гамлета» Шекспира.
Первая сцена живописно на языке пластического действа рассказывает об убийстве законного короля. На сцене пляшут силы добра и зла, а через зал крадется к спящему королю его брат Клавдий (Вадим Мансуров) со склянкой белены. Атмосферу в стиле арт-хаус дополняет мрачный, но ритмичный саундтрек.
Образ безумного принца прочувствовал и ярко выразил своей игрой прима-актер «Сферы» Рауф Айзатуллин, и надо отметить, что к его работе на сцене трудно было оставаться равнодушным – настолько врезался в память своей интонацией, голосом и индивидуальностью манер этот сферовский Гамлет. В роли придворных: Полоний - магистрант МГУ Илья Малышев, Лаэрт - выпускник школы-лицея Джалаладдин Велиджанлы.
Ученый-филолог Фикрия Мурадова проводит такие художественные аналогии не случайно. По смелому предположению режиссера «Сферы», Чехов при создании пьесы, возможно, подспудно руководствовался мотивами Гамлета. Очень много обращений к шекспировскому шедевру, например, так же в «Чайке» звучит тема «театр в театре» (Гамлет тоже выступает автором собственной пьесы), а импровизационная перепалка Треплева и Аркадиной перед началом выступления Заречной выдержана, как помнится, в виде диалога Гамлета и Гертруды.
Итак, Треплев как метаморфоза Гамлета в исполнении студента 1 курса факультета международных отношений БСУ Евгения Губарева не менее ярок и харизматичен, однако более мнителен, хрупок, эмоционален. Студенту-актеру, несмотря на молодой возраст, удается создать это воплощение, под стать игре серьезных актеров. И отобразить игрой нарастающее внутреннее напряжение спектакля.
В свою очередь совершенно иную Нину, отличную от более традиционного образа Заречной, продемонстрировала зрителям студентка 3 курса Нармина Магеррамова. Знаменитый «чайковский» монолог «Люди, львы, орлы, куропатки…» зазвучал в ее прочтение в гораздо более жизнеутверждающих тонах.
Особой атмосферой были наполнены сцены еще одного театрального дуэта – Маши Шамраевой (Егяны Гасымова, 2 курс филфак БСУ) и учителя Семена Медведенко (магистранта МГУ Ильи Малышева). Трагическая фигура Маши очень правдоподобно выписана Егяней Гасымовой, ее героиня изящна, остроумна и глубока оттенками эмоциональной игры, своим состоянием.
Отдельно хочется отметить игру выпускника Джалаладдина Велиджанлы, который сыграл роль этакого гротескового франтоватого Дорна, а также стал как хореографом музыкально-пластических этюдов, так и основным солистом этих номеров. Броский талант Велиджанлы зрители не раз отметили бурными аплодисментами.
Ну и, безусловно, завершающую точку в театральной композиции поставили известные бакинские рок-барды - Самир Раджабов и Эльхан Челяби. Их музыкальные новеллы, звучащие в перерывах между сценами спектакля не только радовали слух зрителя, но и расставили своего рода смысловые акценты в повествование спектакля. Например, новая композиция «Ромео и Джульетта» или песня о Понтии Пилате от Самира Раджабова в рамках спектакля прозвучали в особом контексте.
Еще одним лирическим отступлением спектакля стали сонеты Шекспира в исполнении Наргиз Мамедовой (филфак, 2 курс БСУ), Фатимы Назарли (филфак, 2 курс БСУ) и ученика 8 класса школы-лицея Анара Джафарова. Молодые чтецы появляются на сцене тоже в особый момент, представляя собой нечто вроде букета внутренних голосов Треплева, когда сам Треплев сидя на сцене, переживает крах своего мира после последней встречи с Заречной.
Впрочем, это не единственный момент, где атмосферу взрывают сонеты. Неожиданно для всех сонет Шекспира, посвященный любви, на чистейшем французском языке читает перед изумленным королем и королевой безумная Офелия (студентка 1 курса Тахмина Аликперова), и это еще один гротескный ход от постановщика спектакля.
Гостями и зрителями спектакля в этот день стали деятели культуры, представители Россотрудничества, Международного творческого союза Lira Club и студенты БСУ.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»