news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

У православных – церковное Новолетие и Миротворный круг

14 сентября считается первым днем нового церковного года.

(Казань, 14 сентября, «Татар-информ»). Православная церковь отмечает сегодня церковное Новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется «началом индикта». Именно эта дата считается первым днем нового церковного года.

Последним праздником, завершающим церковный год, является Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа (по новому стилю), а первым праздником нового церковного года – Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября).

Празднование Новолетия началось в сентябре 1363 года как дань гражданской византийской традиции. С 1492 года Новолетие стало отмечаться на Руси как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в этот день было воспоминание о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что он пришел «исцелять сокрушенных сердцем».

Но важно также отметить, что любой новогодний праздник – довольно условная дата. Астрономы знают, что все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принять за начало отсчета. 1 сентября Юлианского календаря (14-е по новому стилю) — такая же условная дата. Даже учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1 сентября, а три месяца спустя – 1 декабря, на память пророка Наума.

И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось 1 марта. Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно 1 марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения, субботе.

1 сентября, сменившее привычное 1 марта в России в 1363 году, а в Римской империи – в царствование Константина Великого в 325 году, – дань гражданской византийской традиции. Начало индикта – это начало финансового года, начало нового периода сбора налогов. Сам индикт – одна пятнадцатая часть индиктиона, пятнадцатилетнего промежутка времени, который при Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени.

Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году. Священное Предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион были введены в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости.

С понятием индикта и простого индиктиона связано еще одно понятие – Великого индиктиона или, как его называли на Руси, Миротворного круга. Великий индиктион, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Создание Великого индиктиона отцами I Вселенского собора было, по сути дела, воцерковлением известного с языческих времен Юлианского календаря.

По материалам Calend.ru

***Кр

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100