news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Центробанк России «охладит» экономику

Зампред ЦБ РФ в интервью агентству «Рейтер» прокомментировал последние действия со стороны главного банка России.

(Казань, 13 февраля, «Татар-информ», Рафаэль Мухаметов). Повышение норм резервирования ЦБ стало сигналом банкам о нежелательности дальнейшего наращивания внешнего долга, сказал в интервью «Рейтер» Константин Корищенко, член совета директоров и зампред ЦБ РФ, отвечающий за операции на финансовых рынках.

Центробанк РФ повысил с 4 февраля 2008 года все ставки денежного рынка на 25 базисных пунктов, а с 1 марта - нормативы обязательных резервов российских банков как средства для борьбы с ростом цен и денежного предложения. Аналитики нервно отреагировали на изменение ранее "неприкасаемой" ставки прямого РЕПО, которая была для них якорем на волатильном денежном рынке .

«Почему-то все реагируют не на реально серьезное изменение условий, которое произошло, а только на действия, которые носят символический, сигнальный характер. Изменение ставок - это сигнал, что стоимость денег выросла. А вот изменение нормативов резервирования - это серьезный инструмент», - сказал Корищенко.

По его словам, желая ограничить денежное предложение, формируемое в две волны (первая - деньги из Центробанка в банки, вторая - деньги из банков в экономику), повышением ставок ЦБР сделал дороже деньги для банков, а повышением нормативов ФОР снизил возможности кредитного мультиплицирования банковской системы. «То есть кредитная экспансия банков сужается, как с точки зрения объемов выдаваемых денег, так и с точки зрения их стоимости», - добавил зампред ЦБР.

Отвечая на вопрос о том, почему ставки повышены всего на 25 базисных пунктов, Корищенко сказал, что это не принципиально и отшутился, что Банк Китая повышает ставки на 18 или 27 базисных пунктов из-за того, что это делится на девять, а Банк России предпочитает числа, кратные пяти.

Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте был повышен с 1 марта до 5,5 процента с 4,5 процента, остальные нормативы по обязательствам банков выросли всего на 0,5. «Центральный банк РФ против дальнейшего увеличения привлечения денег с внешних рынков», - сказал Корищенко.

Повышение ставок Банка России, по словам Корищенко, сигнализирует об окончании эры дешевых денег. После почти пяти лет дешевых займов с изменением конъюнктуры банки озаботились поиском источников дальнейшего фондирования, но внешние рынки уже давно открыты не для всех, а внутренние - выросли в цене.

«Мы признаем тот факт, что стоимость денег в целом в мире и в российской экономике выросла. А если рассуждать в антиинфляционном контексте, то повышение стоимости денег - это антиинфляционная мера, мы действуем в сторону против инфляции. Вопрос насколько сильно - это вопрос другого порядка».

Первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев ранее говорил о том, что в российской экономике наблюдаются симптомы некоторого перегрева и некоторое охлаждение темпов экономического роста было бы ей полезно.

«Я согласен с утверждением, что мы находимся на грани перегрева в экономике и для нас сейчас повышение ставок это здоровый фактор воздействия. Но это не обязательно повлечет за собой снижение темпов экономического роста, это приведет к снижению рентабельности», - сказал Корищенко. По его словам, модель развития экономики, основанная на безудержной экспансии на дешевых кредитах никому не нужна.

Аналитики просили регулятора дать ориентиры в море волатильности, каким до недавних пор была ставка прямого аукционного РЕПО, ведь раньше каждый знал, что в случае проблем деньги можно взять у ЦБ под 6 процентов с небольшим. Корищенко сказал, что понимание значения аукционной ставки РЕПО участниками рынка не совсем корректно.

«Ставка РЕПО - это не желаемая ставка денежного рынка, это не фиксированная ставка предоставления денег, а это всего лишь некий предел ставок, по которым мы готовы давать деньги через аукционный механизм», - сказал зампред ЦБ РФ. По его словам, ориентиром для рынка должна быть ставка, которая аналогична основной ставке Федеральной резервной системы США или ставке ЕЦБ, то есть желаемая ставка денежного рынка.
news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100