news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Точка зрения//СТЫД - ЧУВСТВО БЛАГОРОДНОЕ?//13 апреля, №13

(Окончание. Начало в №10-12). ...Как-то так получилось, что с проблемы гонораров я незаметно перешел к проблеме перевода и творчества вообще. Но эта тема настолько неисчерпаема, что в ней, забывшись, можно и утонуть ненароком.

И перо скрипит мне: «Не забывайся, поэт!». А потом почти против моей воли аккуратно выводит рубленным шрифтом замечательное выражение Фридриха Ницше: «Лучшим автором будет тот, кто стыдится стать писателем».

Этот стыд, который я назвал бы в высшей степени благородным чувством, напрочь отсутствует у большинства наших писателей. Может, поэтому их мало кто читает? Этим же чувством благородного стыда должен, по-моему руководствоваться и уважающий себя переводчик, но пока наблюдается обратное: московские «тузы» ремесленного цеха переводчиков довольно снисходительно и даже пренебрежительно относятся к «своим авторам», ставя себя выше их на целую голову. Один из рецидивов «старшего брата»?..

Начав статью с проблемы «гонорара» (мне стыдно писать это слово без кавычек), я по законам внутреннего сюжета должен, наверное, и закончить в соответствующем духе: дескать, подайте бедному переводчику! Вероятно, читатели ожидают от меня воплей типа «Позор! Унижение творческой личности! Немедленно рассмотреть вопрос о раздаче слонов переводчикам и прочим литературным неграм!»...

Не стану я ни вопить, ни требовать, ни разоблачать... Во-первых, потому что все это бессмысленно. «Все суета», как сказал когда-то иудейский царь Соломон.

Бессмысленно, потому что власти понимают: мозг нации надо держать в черном теле (признаюсь, не совсем удобоваримое выражение, но именно в таком сочетании слов, оно, возможно, глубже врежется в память).

Во-вторых, даже при увеличении гонораров ими воспользуются в основном полчища проворной окололитературной мелюзги, неизменно сопровождающей железные когорты номенклатурщиков от литературы. За большие гонорары, естественно, начнут по своему обыкновению драться с открытыми забралами сотни нахрапистых членов Союза членов Союза писателей! Нет-нет, дорогой читатель, это не описка и не ошибка! Союз писателей давно превратился именно в Союз членов Союза писателей.

Истинных творцов среди «членоносителей» можно по пальцам пересчитать. Большинству же «членов» ницшеанское чувство деликатного писательского стыда просто неведомо... Чуть ли не с детства претендуя на абсолютное знание «тайн» поэзии, они давно превратились в изюм, так и не став виноградом (перефраз из Омара Хайяма)

Великий Алишер Навои в одном из своих стихотворений выразился в том смысле, что всего одним пером можно выводить изгибы сотен слов, но всего одним кнутом можно держать в страхе и сто тысяч баранов.

Противостояние пера и кнута явно неравное, но тем не менее оно началось, видимо, еще с тех пор, как наши древние предки изобрели письменность, и будет продолжаться до окончания мира, и никто не берется предсказать результат этого вечного противостояния, ибо, хотя перо и способно рождать мысль, лишенную всякого страха, тем не менее кнут способен рождать страх, лишенный всякой мысли.

И, наконец, последнее: а на что нам, вообще, «бешеные» гонорары? Вы видели когда-нибудь сытого, разжиревшего, всем довольного поэта? Разве что придворного или «карманного». Сибаритство, как правило, не способствует творчеству, хотя поесть до отвала не откажется и самый праведный дервиш.

Но, запомните, мои дорогие, что перо, из расщепа которого сочится жир, а не кровь, не способно противостоять кнуту. Раскормленный обладатель такого «пера» охотно сравнит кнут насилия хоть с посохом божьим, хоть с локоном красавицы, хоть с хвостом шайтана...

За тридцать лет творческой деятельности я протер немало штанов в разных редакциях, отбегал и проехал сотни километров по Казани и тысячи верст по республике, России, Центрально-Восточной Европе... Я всегда довольствовался и довольствуюсь малым, и уже привык так жить. Но если бы я вдруг стал волшебником, то все недоданные мне за тридцать лет гонорары (теперь уже без кавычек) отдал бы в фонд помощи молодым журналистам и писателям. Я уже многое видел, пережил, понял... Поэтому мне искренне жаль молодых, полных надежд и, главное, не лишенных «божьей искры» журналистов, а еще шире - литераторов. Как взмахнут они поначалу востренькой сабелькой! ...И как пройдут, ох, как пройдут по их косточкам танковые клинья надменных литературных Гудерианов!

Что их ждет?...

Из молодых талантливых журналистов со временем могут выйти умно причесанные Познеры, угодные во все времена; нахально-ершистые Невзоровы; или непреклонно честные и бескомпромиссные Политковские, которым надо было родиться во времена средневековых рыцарей, а не в эпоху элиты, являющейся вовсе не цветом нации, а ее трупными пятнами...

Но, как говорится, пути господни неисповедимы...

...Среди множества персидских приветствий меня особенно поразило одно из них:

«Ахвали дженаби шума худеест? - «Хороши ли обстоятельства вашего благородства?»

Настанет ли день, когда люди не формально, а на самом деле, искренне начнут заботиться о благородстве друг друга?

Фаяз ФАИЗОВ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100