news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Термоядерный реактор в каждой деревне: планы «татарского Илона Маска» Надира Багавиева

Инженер Надир Багавиев рассказал корреспонденту ИА «Татар-информ» о преимуществах термоядерных реакторов и поделился планами начать строить такие станции в Татарстане.

Термоядерный реактор в каждой деревне: планы «татарского Илона Маска» Надира Багавиева
Фото: Салават Камалетдинов

Почему не построили Татарскую АЭС?

Татарская АЭС должна была начать свою работу еще в начале 90-х, но проект был закрыт на волне протестов после чернобыльской трагедии.

Решение о строительстве Татарской АЭС было принято в конце 70-х годов в связи с вводом в эксплуатацию таких промышленных гигантов, как КамАЗ, Нижнекамский химкомбинат, Нижнекамскшина. Для строительства была выбрана площадка близ деревни Камские Поляны в 50 километрах от города Нижнекамска. 

Возводить АЭС в Татарстане предполагалось по типовому проекту, уже использованному в строительстве Балаковской, Запорожской АЭС, а также недостроенных атомных электростанций в Крыму и Башкортостане. Строительство первого энергоблока Татарской АЭС началось в 1987 году, второго — годом позднее. Запуск первого энергоблока был запланирован на 1992 год, следующих трех энергоблоков — с интервалом в полтора года. Капитальные вложения в строительство объекта составили 288 миллионов рублей, были выполнены строительно-монтажные работы на 96 миллионов рублей (в ценах 1988 года). Проектная мощность АЭС из четырех энергоблоков должна была составить 4000 МВт. 

Но в 1990 году строительство было полностью остановлено.

17 апреля 1990 года вышло постановление Совета Министров ТАССР «О прекращении строительства объектов производственного назначения на Татарской АЭС». К тому времени строительство достигло завершающего этапа: началось возведение реакторных отделений и машинных залов первого и второго энергоблоков, фундаментной плиты реакторного отделения третьего энергоблока, подготовлены котлованы под третий и четвертый энергоблоки.

Для персонала станции был выстроен поселок Камские Поляны с административными зданиями, с тепло- и водоснабжением, вспомогательными службами. 

Одновременно с Татарским АЭС по всему Союзу навсегда недостроенными остались еще около полутора десятков подобных объектов.

«Не хотим, как в Чернобыле…»

Официально считалось, что проект Татарской АЭС закрыли из-за непригодности площадки для строительства — она располагалась в сейсмической зоне реки Камы. В постановлении Правительства ТАССР говорится, что «строительство Татарской АЭС противоречит социально- экономическим требованиям, ведется в обход действующего природоохранительного законодательства, без утвержденного государственного проекта, а ее эксплуатация представляет опасность для всего Волго-Каспийского бассейна и вызывает все нарастающую тревогу трудовых коллективов, широкой общественности, партийных, государственных органов и населения не только Татарской АССР». 

Однако более вероятная версия — на решение повлияла случившаяся в 1986 году страшная авария на Чернобыльской АЭС.

В результате взрыва на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года четвертый атомный реактор станции был полностью разрушен, 97 процентов радиоактивного ядерного топлива было выброшено в атмосферу. 31 человек погиб непосредственно от взрыва. По подсчетам ВОЗ, несколько тысяч человек погибли в последующие годы из-за раковых болезней, вызванных воздействием радиации на их организм. 

Припять в 100 километрах от Киева сейчас — заброшенный город. Реактор Чернобыльской АЭС накрыт саркофагом из сотен тысяч тонн бетона и железа. 

Чернобыльская трагедия определила будущее многих строящихся АЭС на территории Союза. В Татарстане люди протестовали против атомной электростанции из-за опасения повторения судьбы Чернобыля. В 90-х в СССР возникают проблемы уже другого плана — экономического и политического, поэтому проект Татарской АЭС так и остается незавершенным.

Термоядерные электростанции от «татарского Илона Маска»

Татарстану нужна собственная электростанция, иначе в будущем республика может столкнуться с дефицитом ресурсов. Так считает основатель конструкторской компании Bagaveev Сorporation, переехавший из Америки в Татарстан, аэрокосмический конструктор Надир Багавиев. 

Его часто называют «татарским Илоном Маском» — Багавиев занимается проектированием ракет и первым в мире начал печатать их двигатели на 3D-принтере. В Америку Надир переехал с семьей в начале 2000-х. Сейчас он вернулся в Казань. «Во-первых, соскучился по Казани. Во-вторых, когда конструировал ракеты, я подумал: я же могу этим заниматься где угодно. Я здесь не веду тот же проект. Хочу заниматься проектом еще более интересным, более важным для мира», — говорит он. Главной своей задачей он видит создание в Татарстане источника энергии с термоядерным реактором.

— Атомная электростанция нужна Татарстану?

— Когда-нибудь в Татарстане могут закончиться и нефть, и газ, то никакого другого топлива у нас не останется. АЭС нам пока не нужны, но если через тридцать, сорок лет мы ничего не придумаем и не построим, то придется строить АЭС. Иначе как? Будем ездить на лошадях и стрелять из лука? Люди любят жить в городах, любят тепло. А вырубку лесов мы должны прекратить.

Я против атомных реакторов. Я за термоядерные реакторы и, кажется, знаю, как их строить. Если бы не знал технологию, был бы каким-нибудь политиком, я бы говорил: «Ладно, нефти и газа у нас на 30-40 лет хватит, если никаких идей не будет, надо строить АЭС». А так я против этого.

— Допустим, станцию с термоядерным ректором построят. Все равно это источник радиации. Он представляет какую-либо опасность для людей? Есть риск?

— Нет. Даже самое простое топливо все равно радиоактивно. Но мы же в медицине тоже используем радиоактивные материалы в маленьких объемах. Здесь же топливо будет самом малом количестве — в миллиграммах, микрограммах. Поэтому оно не представляет никакой опасности ни для людей, ни для окружающей среды. Если только кто-то выкрадет и съест — только тогда.

— А если на такой станции случится авария или она пострадает из-за какого-то воздействия извне, как будут выглядеть последствия?

— В результате каких-то ошибок в конструировании взрыв внутри может произойти, но его мощность будет не больше взрыва двухсот граммов бензина. Реактор надо создавать с умом, чтобы он не ломался. Худшее, что может произойти, — выделится пар, заполнит всю станцию и из-за этого остановится реактор. А радиация при работе такой станции не выделяется и не распространяется.

Атомный и термоядерный реактор: в чем разница?

Термоядерная электростанция представляет собой небольшую невысокую полусферу с торчащей из нее 2-3-метровой трубой и небольшой подстанцией с генератором. Такие станции можно устанавливать даже в городе, говорит конструктор.

Атомные станции вырабатывают энергию за счет расщепления таких элементов, как уран или плутоний. В термоядерном реакторе топливом служит водород и такие его изотопы, как дейтерий и радиоактивный тритий.

«При работе с ураном, плутонием есть такая вещь, как критическая масса. В бомбах она составляет 15 кг, в реакторах должно быть 100 кг. А здесь для одновременной реакции нужен всего один микрограмм топлива. Поэтому что-то опасное в большом объеме не накапливается. Реакция происходит в одном месте, а топливо вырабатывается в другом», — пояснил инженер. 

Отходы атомного реактора радиоактивны (поэтому их хранят под бетонными плитами). Отходы термоядерного реактора не представляют опасности для окружающей среды. Кроме того, термоядерная энергия значительно дешевле атомной. 

Термоядерный реактор в каждой деревне

Атомные электростанции обычно строят около водоемов, потому что для охлаждения реактора требуется вода. Чернобыльская АЭС была построена у реки Припять, Башкирская АЭС — у реки Агидель (Белая), Крымская на берегу моря и Татарская АЭС строилась на Каме. Термоядерный реактор, предложенный Надиром Багавиевым, не нуждается в воде.

«Нужна вода для генератора, но для реактора она не нужна. Генератор не отличается от обычных электростанций, которые отапливаются газом или углем. Для атомной станции нужна вода. Если ее не будет и реактор расплавится, это создаст проблему для всего мира. А термоядерный реактор охлаждать не нужно.

Его в большом контейнере отвозишь в какую-нибудь якутскую деревню, один раз заправляешь топливом, потом через год опять заправляешь. Внутри станции людям работать не надо, ее можно автоматизировать», — говорит он.

Такие реакторы в будущем можно установить не только в каждом районе, но и в каждой деревне, уверен конструктор. Сначала, конечно, надо попробовать построить большой реактор. По словам Багавиева, это можно было бы сделать в Верхнем Услоне. А в дальнейшем реактор можно уменьшить и установить в каждой деревне. Только представьте — на въезде в каждое село будет стоять собственная электростанция!

Автор: Эндже Габдуллина, www.intertat.tatar, перевод

news_bot_970_100