news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Тауфик КАРИМОВ: «Духовность возродит не только меценатство»

 Главный инспектор Администрации Президента Республики Казахстан Тауфик Акрамович Каримов активно ведет широкую общественную деятельность, в том числе и как член Президиума Республиканской ассоциации татарских и татаро-башкирских НКЦ «Идель» в Астане. Он также поддерживает активные связи с Татарстаном, является членом Союза писателей РТ. В интервью, данном агентству, разговор идет о том, как в Казахстане решается проблема социальной поддержки малообеспеченных граждан, какая роль отводится в этом деле частным лицам.

Казахстан является одним из самых динамично развивающихся стран СНГ, с сильной экономикой и стабильным политическим курсом. Вместе с тем, наверно, и в вашей республике есть остронуждающиеся, те, кому необходима поддержка. Какие меры предпринимаются для решения этой проблемы на уровне государства, какую помощь предлагают люди с высокими доходами?
Т.К.: Разумеется, как в любом другом государстве, так и в Казахстане есть люди богатые, и есть люди малообеспеченные, нуждающиеся в социальной поддержке. Послание Президента страны Нурсултана Назарбаева в этом году было социально направленным.

Президент поручил Правительству увеличить размер базовой пенсии и обеспечить его сохранение на уровне 40 процентов от прожиточного минимума. Сохранена индексация пенсионных выплат и осуществление ее с опережением прогнозируемого роста индекса потребительских цен на два процента. В целях установления справедливости при назначении размеров пенсий от прежнего трудового вклада изменено ограничение дохода, учитываемого для исчисления пенсий, подняв его с 15-кратного до 25-кратного месячного рас-четного показателя.

Конечно, социальная поддержка со стороны государства будет эффективной лишь тогда, когда она будет носить целевой и адресный характер, и для тех, кто действительно нуждается в этом – дети, малообеспеченные семьи, ветераны, инвалиды. Социальная поддержка же остальных граждан будет заключаться в создании реальных рабочих мест. В этом году глава государства поручил Правительству начать формирование механизма социально-инфраструктурного развития с помощью государственно-частного партнерства – социально-предпринимательских корпораций.

Социальная поддержка же со стороны частных лиц направлена, в основном в адрес детских домов, домов престарелых, малообеспеченных семей и осуществляется пока на уровне разовых социальных проектов или т.н. «стихийной» благотворительности, что в настоящее время стремятся изменить и Президент Казахстана, и отдельные представители бизнес-элиты.

В 90-е годы в стране была учреждена медаль «Шапагат», которой награждают проявивших милосердие граждан. В прошлом году этой награды был удостоен руководитель татаро-башкирского НКЦ Западно-Казахстанской области, директор ТОО «Родник» Ришат Хайруллин. Он ежегодно выделяет на благотворительные цели до 10 млн. тенге, в реальных делах которого - реконструкция Красной мечети, дом Мутыйгуллы Тухватуллина и открытие в нем Музея Габдуллы Тукая…

Может ли пригодиться казахстанский опыт благотворительности другим странам? Если да, то какие это могли бы быть проекты?
Т.К.: Конечно, в каждом государстве есть свои, заслуживающие внимание примеры ре-шения данной проблемы. Но мне бы хотелось остановиться вот на чем. Очень важный аспект деятельности бизнес-структур сегодня находится в центре внимания государства, получивший название «социальная ответственность бизнеса». Другими словами, сегодня развитие экономики выходит на такой уровень, который позволяет добиться коммерче-ского успеха уже с соблюдением этических ценностей в отношении общества и окружающей среды. С идеей создания фонда социальной ответственности бизнеса в декабре 2006 года вначале выступил Общенациональный союз предпринимателей и работодате-лей. Затем была проведена с участием всех заинтересованных сторон международная конференция, впервые обсудившая вопросы социальной ответственности казахстанского бизнеса. А уже в апреле текущего года данный вопрос был внесен Президентом в повестку дня откровенного разговора с представителями крупного бизнеса, прошедшего под эгидой обсуждения программы «30 корпоративных лидеров Казахстана». Данная программа включает в себя перспективные сферы развития государственно-частного партнерства через инвестирование крупных производственных проектов стоимостью не ниже 100 млн. долларов. Но не только элиту, а всех предпринимателей призвал Президент при-нять участие в партнерстве с государством в строительстве школ, детских садов и т.д. Конечно, о результатах говорить пока рано, но начало положено.

В Год поддержки культуры в 2000-м году был учрежден «Почетный диплом Президента Республики Казахстан за благотворительную и спонсорскую деятельность в культурной и гуманитарной сферах», которым могут быть награждены иностранные граждане и лица без гражданства. В 2006 году среди 30-ти награжденных был и Мансур Мингазов, председатель кооператива агрофирмы «Биосем» из Павлодарской области, выкупивший в селе Евгеньевка заброшенный Дом культуры. Предприниматель отремонтировал его, а затем безвозмездно передал сельчанам.

Думаю, информация о двух лауреатах минувшего года в области благотворительности из числа казахстанских татар – Ришате Хайруллине и Мансуре Мингазове, будет интересна и вам - татарстанцам.

Расскажите, пожалуйста, о том, что вас лично связывает с Татарстаном? Как часто вам приходиться бывать в Казани? Чувствуете ли вы историческую связь с этим местом?
Т.К.: Чувство родины особенно обостренно ощущается за ее пределами, и поэтому, как мне кажется, должно быть безмерно счастлив тот человек, который живет и трудится на своей исторической родине… Ну, а мы, казахстанские татары, волею судьбы родившиеся, живущие и работающие здесь, гордимся Казанью, Татарстаном, его Президентом. В то же время, искренне сопереживаем всему тому, что связано с Татарстаном, как внутри, так и вокруг него, потому, что все это – и наше тоже, хоть мы и вдалеке, вроде бы… Конечно, с Татарстаном меня связывает многое. Кроме того, что Казань – это, прежде всего родина моих предков. В Нижнекамске живут мои старшие братья Адгам и Фаат, в Казани – родные, друзья, знакомые.

Из всех поездок в Татарстан неизгладимое впечатление произвели, конечно же, организо-ванные на высоком уровне торжества в честь 1000-летия Казани – историческое, культурное и политическое событие не только для татар, Татарстана, но и для всего тюркского и мусульманского мира. Было очень приятно чувствовать ту добрую атмосферу, пронизывавшую все наше пребывание в лучезарной Казани, и ту теплоту, которая исходила как от организаторов, так и от многочисленных гостей. И самое главное, что все эти встречи демонстрировали духовную близость, единство и родство всех татар, независимо от того, где бы сегодня мы ни жили - будь то Европа, Азия, Америка, Австралия или Татарстан, а объединял всех нас родной язык.

Из других приездов запомнился 2001 год, когда мне довелось познакомиться с Римзилем Валеевым и выступить с отдельными литературными зарисовками на радио «Азатлык», побывать на священной земле Великого Булгара. В памяти навсегда останется 2006 год, когда Союзом писателей во главе с Ильфаком Ибрагимовым мне была оказана высочайшая честь - быть принятым в столь авторитетную и уважаемую общественную организацию. С мыслью о Казани живешь всю жизнь.

Как часто бываю в Казани? В среднем раз в год.

Сегодня полномочное представительство РТ в РК возглавляет известный деятель культу-ры Ильдус Тарханов. Татарстан для всех нас стал значительно ближе. Это выражается в установлении конкретных экономических (в области машиностроения, вертолетостроения, нефтехимии, нефтедобычи и др.), культурных и межпарламентских связей между Астаной и Казанью, ставших результатом визитов в Казахстан Президента РТ Минтимера Шаймиева, Премьер-министра РТ Рустама Минниханова, Председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина. Активизировались в эти полтора года наши контакты с Исполкомом ВКТ. И все это вместе, для нас, казахстанских татар, очень важно.

Если ли опыт проведения благотворительных мероприятий у представителей Ассо-циации татарских и татаро-башкирских национально-культурных центров Респуб-лики Казахстан, членом президиума которой вы являетесь?
Т.К.: Глава государства уделяет серьезное внимание деятельности Ассамблеи народа Ка-захстана, консультативно-совещательному органу, по последним изменениям Конститу-ции получившему конституционный статус, и девять депутатов, от которой теперь будут напрямую избираться в Мажилис парламента. (Сейчас среди депутатов трое татар – сенаторы Рашит Ахметов и Фарит Галимов, мажилисмен Мурат Каримов, руководитель Ассоциации татаро-башкирских НКЦ «Идель».)

Однако на местах национально-культурные центры свои мероприятия в основном проводят за счет спонсорских и собственных средств. Благотворительные акции всех НКЦ, независимо от национальной принадлежности, в адрес малоимущих, участников войны, пенсионеров и т.д. носят также разовый характер. Наши центры, например, приурочивают их в основном ко Дню пожилых, Дню Победы, нашим мусульманским праздникам - такова реальная картина. Конечно, члены НКЦ, возглавляющие свои частные и иные структуры, сами участвуют в благотворительных акциях, но все это проходит уже под эгидой их предприятий. Разрешение ситуации видится мне в создании Департамента или Комитета по делам национальностей при Правительстве (все-таки, более 120 национальностей про-живает в Казахстане). И, самое главное, начать финансирование хотя бы отдельных проектов региональных НКЦ через местный бюджет.

Ваш дед по отцовской линии и прадед по материнской линии в свое время прослави-лись благотворительной деятельностью. Расскажите, пожалуйста, подробней об их судьбах.
Т.К.: Биографии моих предков – типичных представителей татарского торгового капитала и представителей мусульманского духовенства, аналогичны биографиям многих тысяч татар, пришедшим в XIX - начале XX века в эти обширные казахские степи, потому, как судьба любой семьи тесно связана с историей того государства, в котором они когда-то жили. Или живут.

Мой дед, купец Мифтахетдин Каримов, взяв в жены Давлетгерееву Махибадер из деревни Кошлауч, в самом начале ХХ века переехал из Казани на северо-восточный берег Каспийского моря в поселке Жилая Коса. Здесь организовал морской рыбный промысел, завел крупное животноводческое хозяйство, открыл торговые лавки в Гурьеве (ныне Атырау, нефтяная столица Казахстана), Оренбурге. Был среди тех, кто построил здесь мечеть, медресе, школу. Работный люд нанимал из числа местных жителей, не привозил их из России, как делали другие рыбопромышленники. Рыбу баркасами по морю направлял в Астрахань и далее по Волге в Казань, а оттуда получал мануфактурные товары и книги. Ну, а в Атырау местные аксакалы до сих пор вспоминают о щедрости Муфтиата, за сезон платившего своим чабанам до 100 овец. Понятно, что Советская власть все имущество отобрала, а в их доме размещается райфинотдел. И, тем не менее, даже после войны, когда его уже давно не было, в его дом уже в Гурьеве шли за помощью члены семей его бывших работников, хотя мои родители и сами перебивались с хлеба на воду. А вообще первую мечеть и первую школу (двухэтажную) в том же Гурьеве построили также татары - братья Ахмировы, и в их жилых домах потом размещались местный КГБ, ОСВОД, «Детский мир».

По материнской линии нашими предками были духовные служители в нескольких поколениях. Прапрадед Газылжан-хазрат Тулбаев был имамом в Оренбуржье. Прадед - Габдулрахийб хазрат обучался в Кашгаре, в Уральске стоял у истоков строительства знамени-той Красной мечети, связанной позднее с именем великого поэта Габдуллы Тукая. Рядом построил для верующих мусульман двухэтажное каменное медресе «Рахийбия», будущий наставник поэта Мутыйгулла хазрат работал у него одно время вторым имамом. (Его брат Габдулхади хазрат также построит медресе в Оренбуржье.) 55 лет прослужил Габдулрахийб хазрат здесь имамом. Дело отца продолжил его сын (мой дед) Мухаммедгариф, получивший образование в Санкт-Петербурге, служивший в Стамбуле, совершивший хадж в Мекку. Многие представители татарской дореволюционной и довоенной интеллигенции Западного Казахстана и Оренбуржья получили образование в том медресе Тулбаевых. Однако, в годы сталинизма Мухаммедгариф хазрат был репрессирован, книги из богатейшей библиотеки мешками конфискованы, а сам он в ссылке умер с клеймом «врага народа»… В обеих семьях старшие сыновья погибли на фронтах Великой Отечественной войны, замкомандира 42-й стрелковой дивизии капитан Адгам Каримов - при освобождении Минска, старшина II-ой статьи Черноморского флота Фаат Тулбаев – при освобождении Румынии.

В 2006 году, после восстановительных работ полуразрушенной мечети, проведенных Ришатом Хайруллиным, Духовное управление мусульман Казахстана присвоило Красной мечети имя его последнего имама - посмертно реабилитированного Мухаммедгарифа хазрата. Имамы Тулбаевы, отец и сын, будут отнесены к числу выдающихся духовных служителей Казахстана, а Монетный двор выпустит памятную монету и медаль в честь открытия Красной мечети…

В завершение же скажу, что нести грамоту, просвещение, приверженность Исламу, помощь бедствующим – все это было свойственно многим тысячам татар, жившим в те годы не только в казахских землях. Потому, как благотворительность и меценатство, всегда и во всех веках были свойственны представителям татарского народа, подтверждением чему и является то, что 2007 год Президентом Татарстана объявлен Годом благотворительности.

Как вы считаете, в прошлом благотворительность была более привычным явлением в обществе?
Т.К.: Для каждой эпохи свойственно что-то свое, неповторимое, но, тем не менее, считаю, что люди сегодня более циничны и лицемерны. И в первую очередь отношу это к некоторым представителям власти, бизнеса. До 1917 года люди, независимо от национальности, были ближе к религии, (разумеется, каждый к своей), а поэтому, на мой взгляд, и более человечны, и действия их исходили из глубины души, духовной потребности и добровольно, а не в силу определенных обстоятельств (как сейчас - то ли после указаний сверху или просто из боязни вообще все потерять в результате социальных потрясений).

Другими словами, наши предки были более предрасположены к поддержке ближнего. И для своего времени их помощь и участие были более значимы и чувствительны, хотя, быть может, в денежном или натуральном выражении они не сравнимы и уступают нынешним проектам.

На ваш взгляд, уделяют ли сегодня состоятельные люди достаточно внимания проблемам нуждающихся?
Т.К.: Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Но, учитывая то, что эта проблема была и есть, значит, положение оставляет желать лучшего. В то же время, в качестве одного из примеров этой поддержки, расскажу, как это делает группа известных бизнесменов Казахстана, не связанная с властью. В 2000 году Клубом меценатов Казахстана была учреждена независимая общенациональная премия в области культуры, науки, искусства и просвещения «Тарлан». Премии трех степеней ежегодно вручаются ими по семи номинациям - литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кинематограф, наука и просвещение. И здесь представляет интерес то, как распорядился своей премией ученый, академик Торегельды Шорманов. Он учредил ежемесячную стипендию в пять тысяч тенге сроком на два года для двадцати студентов медицинского вуза и колледжа. Причем, его стипендиатами стали студенты из малообеспеченных семей и те, кто пробивает дорогу к выбранной специальности самостоятельно.

Существует ли возможность возрождения традиций меценатства? Что необходимо для этого?
Т.К.: Для этого само общество должно быть достаточно зрелым в духовном плане, и не обязательно, чтобы доллары, образно выражаясь, «капали с лица» нынешних нуворишей, которыми они будут добровольно делиться с бедствующими людьми. При этом, говоря о благотворительности в чей-то адрес, сразу надо отделить и исключить иждивенчество, ожидание подношений.

Духовная зрелость каждого члена общества, на мой взгляд, основная составляющая возрождения этой благородной традиции. Нынешнее же, завладевшее умами стремление к достижению любыми средствами одной только прибыли и наживы, остановит лишь возрождение духовности - внутренний духовный стержень через гражданскую позицию возродит не только меценатство, которое станет вполне обычным явлением, и на что никто уже не будет обращать такого внимания, как сейчас. Вручая за это медали, звания, должности, инвестиционные проекты и т.п., то есть, все должно являться лишь сопутствующим фактором со стороны государства, но не главным и основным.

Материал подготовил Руслан Мухамедшин

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100