news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Татьяна Карпеева: «Аксенов говорил на языке своей эпохи»

В доме-музее писателя состоялось обсуждение фильма и романа «Таинственная страсть».

(Казань, 22 декабря, «Татар-информ», Айсылу Хафизова). 21 декабря в доме-музее Василия Аксенова в Казани шел разговор о романе «Таинственная страсть» и фильма, снятого по нему. Сериал вызвал бурные обсуждения. В дискуссии, помимо простых читателей и зрителей, «ломали копья» литературоведы и деятели искусства. На «Аксеновской среде» попытались дать свои ответы и версии событий.

В Доме-музее Василия Аксенова в Казани обсудили отличия романа и сериала «Таинственная страсть»

«Сравнения – это неблагодарное дело, потому что каждый художник говорит на языке своей эпохи. Аксенова вообще читать сложно, каждый раз мы расшифровываем этот эзопов язык. Любой текст предполагает игру с текстом. А у Аксенова – это его особый стиль. И он говорил на языке своей эпохи», – считает Татьяна Карпеева, кандидат филологических наук, доцент КФУ.

«Читая „Детство. Отрочество. Юность“ Толстого или „Детство“ Горького, мы не соотносим, правда это или ложь, мы говорим, что это художественный вымысел, основанный на впечатлении. Это законы жанра. Когда Рязанов снял „Жестокий романс“, сколько было упреков, что там Островского нет. И в то же время фильм остается. И тема „власть и деньги“, „любовь и деньги“ там прозвучала, это лейтмотивная тема», – сказала она собравшимся.

Татьяна Карпеева выступила также с обзором реакций на книгу и фильм от журналистов, киноведов и литературных критиков. Зачастую это полярные мнения.

«Книга непростая, и как литературовед я читала ее с карандашом, что-то отмечая для себя. Мне было интересно, сколько раз он повторит это словосочетание (таинственная страсть – прим. Т-и). Известно, что оно взято из стихотворения Беллы Ахмадуллиной. Зоя Богуславская на обсуждении фильма сказала, что таинственная страсть была связана с творчеством. Эта тайна человека пишущего, духа, созидающего в разных областях искусства. Может быть, это было главным в книге», – считает филолог.

«Этот фильм смотрелся с большим интересом. Мы не знали их, но мы помним их лица. Портреты. И удивительно большая работа была проделана. Меня убедили лица, характеры. Идея единения, единства очень актуальна на сегодняшний день», – сказала Карпеева в заключение.

Ожидаемая организаторами дискуссия не состоялась. Наверное, потому, что «Аксеновские среды» традиционно собирают людей интеллигентных, размышляющих, далеких от категоричности.

Зритель с удовольствием слушал отрывки из романа «Таинственная страсть» в исполнении казанского актера, певца, режиссера Владимира Нежданова. Выступление артиста перемежалось известными песнями на стихи Беллы Ахмадуллиной, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого.

Под занавес «Аксеновской среды» руководитель музея Ирина Аксенова рассказала о предстоящих планах дома-музея. Ближайшим большим событием станет цикл мероприятий под названием «Шестидесятники в 17-м». В предстоящем году в музее планируется отметить юбилеи и круглые даты поэтов и писателей 60-х.
 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100