news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Талгат АБДУЛЛИН: «За полтора года по Программе социальной ипотеки квартиры получили более 1600 татарстанских семей»

В 2006 году по Программе социальной ипотеки в Татарстане будет построено более 6 тысяч квартир площадью 368 тысяч квадратных метров. Общий объем затрат на строительство в рамках программы должен был составить более 4 млрд. рублей. Как заявил исполнительный директор Государственного жилищного фонда при Президенте РТ фонда Талгат Абдуллин, в настоящее время принято решение о том, что из республиканского и федерального бюджетов на развитие программы будет выделено дополнительно 1 млрд. 600 млн. рублей. Таким образом, в Татарстане на возведение жилья по социальной ипотеке в этом году будет израсходовано более 6 млрд. рублей, благодаря программе в Казани ключи от квартир получит около двух тысяч семей. В интервью агентству «Татар-информ» Талгат Абдуллин рассказал о ходе реализации программы.

Талгат Мидхатович, в чем особенности Программы социальной ипотеки в Татарстане?
Т.А.: Реализуемый в республике проект социальной ипотеки, действительно, является уникальным в отличие от других российских регионов. Благодаря программе мы планируем в этом году сдать около 368 тысяч квадратных метров жилья, оно предоставляется гражданам на условиях рассрочки. Более того, мы развернули программу оказания помощи гражданам на селе, которые начали строительство собственного дома. Также принято решение о том, что программы поддержки молодежи и обеспечения жильем специалистов на селе будут дополнительно финансироваться республиканским и федеральным бюджетом, а в общей сложности это 1 млрд.600 млн. рублей. Понятно, что в связи с этим некоторые цифры пересматриваются. Так, если объем капитальных вложений мы планировали в этом году 4 млрд.710 млн. рублей на строительство домов по социальной ипотеке, то предположительно на этот год программа вырастет до 6 млрд. 400 млн. рублей. Таким образом, в этом году в Татарстане планируется построить более 6 тысяч квартир по социальной ипотеке. Накануне Дня строителей мы уже сдали большой дом в Набережных Челнах – это более 200 квартир, на очереди новые дома. Должен сказать, что сдвинулись работы и в Казани. В общей сложности в столице мы планируем построить не менее 1600 квартир. Напомню, что Программа социальной ипотеки рассчитана на тех людей, которые не смогли решить свои денежные проблемы по разным причинам. Сказались и перекосы в области заработной платы, и, к сожалению, последние тенденции роста цен на жилье, в связи с этим в нашей программе принимают участие наиболее нуждающиеся люди.

Много ли предприятий-должников, которые не заплатили в Государственный жилищный фонд республики?
Т.А.: По нашей программе получают жилье работники тех предприятий, которые принимают участие в финансировании социальной ипотеки. Для этих сотрудников предусматривается 45 процентов вводимого жилья, ну а остальные квартиры рассчитаны для представителей бюджетной сферы, молодых семей и для граждан, жилищный вопрос которых решается на усмотрение местных администраций, городов и районов. Предприятия и организации, которые хозяйствуют на территории РТ, должны внести в жилищный фонд денежных средств на 3 млн.670 млн. рублей. Большая часть предприятий принимают активное участие в этом деле, особенно нефтехимический комплекс. Но я бы не сказал, что все абсолютно платят, мы очень много получаем жалоб от рабочих, которые сетуют на то, что их предприятие не платит. Должен сказать о том, что есть заявления от предприятий, которые раньше не участвовали в этой программе, но сейчас хотят принять в ней участие. В то же время остаются предприятия, которые не определились, например ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы», они не заплатили в жилищный фонд почти 40 млн. рублей. Хотя работники этого предприятия обращаются с просьбой помочь им решить жилищные проблемы. Также в списке неплательщиков ОАО ПО «Красный Восток – Солодовпиво» – 32 млн. рублей. Я знаю, что в настоящее время руководство компании принимает решение о том, каким образом проблему решить и переговоры на эту тему уже начались. В Татарстане есть предприятия, которые выполняют работы, но недоплачивают. Например, представители ФГУП «Завод им. Серго» должны были внести в фонд 14 млн. рублей, а фактически заплатили на 8 млн. 900 тысяч рублей меньше. Есть крупная компания в Альметьевске - ОАО «СМП-Нефтегаз», у них годовой объем платежей - 10 млн. рублей, но пока ни рубля не перечислили, хотя они и строят по нашей программе жилой дом, выступают подрядчиками. И в этом жилом доме они выполнили работ на 14 млн. рублей, а мы им уже заплатили авансом, чтобы они не останавливали работу, 20 млн. рублей, тем не менее, за ними долг 10 млн. рублей. Я думаю, это недоразумение будет исправлено.

Какие механизмы погашения долга вы можете предложить предприятиям?
Т.А.: Механизмы погашения задолженностей самые разные. Денежные платежи в бюджет РТ как добровольные платежи за счет прибыли, так и за счет себестоимости в виде платы за аренду и земельный участок, как неналоговые поступления. Это могут быть выполненные работы ими как подрядчиками. Например, у нас в качестве недоимщика числится ОАО «Завод ячеистых бетонов» - 1 млн. 516 тысяч рублей, предприятие оплатило 703 тысячи рублей, 812 тысяч рублей у него задолженность. Но мы сегодня ведем переговоры о том, чтобы завод выполнял работу по поставкам своих конструкций для строительства малоэтажных домов на селе и я думаю вот, в том числе за счет этого механизма будет оплата. Всего в РТ 18 предприятий – должников.

Что может стать стимулом для предприятий, чтобы быстрей рассчитаться с долгами?
Т.А.: Первый стимул – это, конечно, совесть. Ведь программа носит республиканский характер, она нужна как для работников предприятий, так и для тех, кто обслуживает этих работников и, в конечном счете, она нужна обществу. С точки зрения экономики я знаю, что многие предприятия вполне могут заплатить эти деньги, ведь у них нормально развивающееся производство. И надо отдать должное, что многое для этого делается руководством республики, которое создает все условия для того, чтобы бизнес в Татарстане процветал.

Если предприятие не платит, сказывается ли это на решении жилищного вопроса его работников?
Т.А.: Сказывается сразу же. Дорога в социальную ипотеку для рабочих этого предприятия закрыта, они не могут принимать участие в программе, даже если кто-то встал на учет. Когда начинается распределение жилья, то работники этих предприятий выбывают, квот на них просто нет. В результате такие работники остаются без квартиры, хотя являются формальными участниками социальной ипотеки, состоят в списках.

Есть ли шанс получить жилье по Программе социальной ипотеки у жителей общежития, которое принадлежит ОАО ПО «Красный Восток – Солодовпиво»?
Т.А.: Конечно, есть. При перечислении необходимых денег в жилищный фонд РТ, как минимум 20 семей могли бы точно получить квартиры. Кстати, я очень часто наблюдал, как специалисты меняют место работы из-за того, что предприятие не в состоянии решить их жилищные проблемы.

Сколько сегодня стоит квадратный метр жилья в квартире, полученной по социальной ипотеке?
Т.А.: В Казани рынок жилья не только не обвалился, но и вырос. Стоимость квадратного метра зашкаливает за 30 тысяч рублей. Наши цены совсем другие – 16,18 тысячи рублей за квадратный метр льготной квартиры. Мы планировали квадратный метр квартиры в доме на Дубравной продавать за 16 тысяч рублей, а фактически на конкурсе четыре человека поставили цену – 20 тысяч рублей. Понятно, что это дешевле чем на рынке. Тем не менее, мы будем продолжать эту ценовую политику. Безусловно, это дает определенную надежду на то, что граждане смогут получить жилье в более доступной форме.

Как известно, изначально была договоренность о том, что один квадратный метр льготной квартиры по социальной ипотеке будет стоить 15 тысяч рублей.
Т.А.: Мы планировали, что стоимость квадратного метра будет идти ниже рыночной на 25-30 процентов. А когда мы говорили о 15 тысячах рублях, мы вели речь о том, что стоимость инвестиционных затрат непосредственно для строительства жилого дома не должна превышать 15,5 тысячи рублей и 1,5 тысячи рублей приходится на инженерные сети и коммуникации. Таким образом, когда мы планировали затраты по строительству подобных домов, мы исходили из того, что в среднем на один квадратный метр будет уходить около 15 тысяч рублей. Вопрос продаж несколько другой. Мы, когда создавали программу, говорили, что в стоимость квадратного метра, который будет предоставляться по социальной ипотеке, будут включаться затраты по капитализации земель. Я думаю, если мы будем слишком занижать цены на жилье по социальной ипотеке, то мы можем просто застопорить развитие нормального рынка. То есть будет расти количество желающих включиться в социальную ипотеку правдами и неправдами. А тот большой рынок, который должен решить жилищную проблему, может захлебнуться за счет того, что потеряется интерес к этому делу, как у подрядчиков, так и у инвесторов, будут сильно занижены конкурентные цены. А объемы средств, которые мы ведем, очень большие и они влияют на рынок. Делать большой разрыв экономически неоправданно. Я не знаю, как дальше поведет себя рынок, может быть стоимость квадратного метра будет больше 16 тысяч рублей. Дело в том, что в прошлом месяце стоимость металла и цемента выросла более чем на 20 процентов, безусловно, это повлечет за собой дополнительные затраты.

На августовской педагогической конференции говорилось о том, что необходимо обеспечивать социальным жильем, прежде всего, работников бюджетной сферы, в частности, учителей и деятелей науки. Много ли педагогов получило квартиры по Программе социальной ипотеки?
Т.А.: Да, этот вопрос поднимал министр образования и науки республики Раис Шайхелисламов. Тогда он заявил, что в Татарстане 114 учительских семей получили подобные квартиры. Однако, жилье получило гораздо большее семей, в которых есть педагоги. За полтора года существования ипотеки квартиры получили более 1600 семей, где есть и учителя. Я думаю, в этом году эта политика будет продолжена. К примеру, в Набережных Челнах было принято решение дать целый дом только врачам. Таким образом, квартиры получили более 50 семей медиков. С Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым я согласен, он считает, что у нас есть возможность за 2-3 года решить жилищную проблему тех учителей, которые сегодня стоят на учете.

Какие районы Татарстана вы могли бы выделить в качестве хорошего примера реализации Программы социальной ипотеки?
Т.А.: Безусловно, возрождаются Набережные Челны. Уровень строительства домов в этом городе значительно вырос. Невозможно не заметить Казань. Последний дом, когда мы сдавали, было видно, что он уже несколько другой по архитектуре и по качеству работ, хотя еще предстоит много сделать. Неплохо начал развитие Альметьевск, хотя город достаточно в тяжелом положении находится, здесь запущенная система организации инфраструктуры, коммуникаций, но в настоящее время два микрорайона, в которых ведется строительство домов, обещают быть хорошими. Мне очень нравится, что в сельских районах строится очень добротное жилье. Особенно я бы отметил Мамадышский район, там построено несколько домов по социальной ипотеке, пока они по архитектуре и качеству опережают многие подобные здания в других районах Татарстана. Недавно мы в Буинске принимали дом в эксплуатацию, он очень хорошо выглядит по отношению к другим застройкам. В Елабуге мы начинаем строить маленький микрорайон, буквально на 10 домов, в котором будет построены одинаковые по планировке дома, но из разных материалов, чтобы люди сами выбрали, что им больше подходит по цене и по качеству.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100