news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Стать священнослужителем с дипломом: как в Казанской семинарии учат Ислам и латынь

В Казанской православной духовной семинарии накануне прошел день открытых дверей. Основам православной веры обучают здесь уже почти 300 лет с перерывом на годы советской власти. Берут на обучение далеко не всех, основной критерий – желание посвятить жизнь служению Церкви. Подробности в репортаже «Татар-информа».

Стать священнослужителем с дипломом: как в Казанской семинарии учат Ислам и латынь
Здание семинарии расположилось на улице Челюскина в Авиастроительном районе Казани, рядом с храмом Иоанна Кронштадтского
Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

«Трехсотлетняя история и годы репрессий»

Здание семинарии расположилось на улице Челюскина в Авиастроительном районе Казани, рядом с храмом Иоанна Кронштадтского. Учебное заведение появилось здесь в 1997 году, рассказал первый проректор Казанской православной духовной семинарии иерей Никита Кузнецов.

«В советские годы практически все церковные здания были конфискованы. Но власти в 60-е годы дали разрешение выкупить участок здесь и построить здание, в котором расположилось Епархиальное управление. Тогда на этом месте находился рабочий поселок, удаленный от города. Позже здесь появился храм, к нему постепенно стали пристраиваться корпуса, и появилась духовная семинария», - вспоминает иерей Никита Кузнецов.

Но это уже новая история учебного заведения. А началось все еще в 1723 году – именно тогда семинария была открыта.

Иерей Никита Кузнецов: «Последним историческим местом нахождения семинарии было здание, где сейчас находится геофак КФУ, рядом с Петропавловским собором»

Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

«Помимо семинарии в Казани работала и духовная академия. Если семинария раньше представляла собой, говоря современным языком, училище, то академия была уже высшим учебным заведением. Последним историческим местом нахождения семинарии было здание, где сейчас находится геофак КФУ, рядом с Петропавловским собором», – рассказал отец Никита.

Духовная академия была в здании, где сейчас располагается университетская клиника КФУ. В послереволюционные годы семинария и академия были закрыты, как и многие храмы. Подверглись гонениям и администрация, и преподаватели, и студенты.

Академия продержалась дольше остальных подобных учебных учреждений в стране – профессора по собственной инициативе продолжали преподавать у себя на квартирах, рассказал первый проректор Казанской православной духовной семинарии.

Сначала семинария возродилась в статусе духовного училища, позже обрела нынешнее название.

«В нынешней системе церковного образования академиями называются те духовные образовательные организации, где есть программа аспирантуры. Сейчас на территории России работают три таких учреждения – это Санкт-Петербургская, Московская академия в Троице-Сергиевой лавре и Сретенская духовная академия. Есть еще в Минске и Киеве», – отметил священник.

Отец Никита рассказывает, что за этим статусом здесь не гонятся ради формальности, больше работают над содержанием образовательной программы.

Здесь обучают по двум направлениям. Первое – готовят служителей и персонал религиозных организаций

Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

«К нам можно попасть и без ЕГЭ, но чтобы получить госдиплом, его нужно будет сдать»

Здесь можно получить высшее образование, степень бакалавра и потом магистра. Здесь обучают по двум направлениям. Первое –готовят служителей и персонал религиозных организаций.

«Вторая программа – теология, бакалавриат и магистратура. По этим направлениям подготовки мы получили лицензию в 2021 году. В этом учебном году мы набрали первых студентов и в будущем году планируем выйти на государственную аккредитацию, то есть выпускники получат диплом государственного образца», – объяснил отец Никита.

На церковную программу могут зачислить без результатов ЕГЭ, но чтобы получить государственный диплом, необходимо пройти этот экзамен.

На бакалавриате предусмотрены очная и заочная формы обучения. На заочное берут семейных или тех, кто уже работает и очно по объективным причинам не может учиться. Также это могут быть священнослужители, которые ранее не получили богословского образования.

«У нас также есть программа регентского отделения по специальности “регент церковного хора, преподаватель”. Учатся там в основном девушки, хотя ребята тоже поступают»

Фото: © «Татар-информ»

«У нас также есть программа регентского отделения по специальности “регент церковного хора, преподаватель”. Учатся там в основном девушки, хотя ребята тоже поступают. Мы готовим регентов, певчих, они потом трудятся на клиросе, в воскресных школах и разных церковных структурах. Спрос на эту профессию сейчас достаточно большой», – объяснил первый проректор.

В семинарии есть и программа дополнительного профессионального образования. Здесь готовят специалистов в сфере приходского просвещения, ведь каждому приходу поручено вести миссионерскую и просветительскую работу. Занятия по этому направлению идут вечером.

«Сейчас ведется много внебогослужебной деятельности. Однако духовенству проблематично выполнять все эти направления. Для организации богослужебной жизни также нужны такие люди. Большой спрос сегодня на компетентных сотрудников церковных лавок. Часто первый, с кем встречаются люди, заходя в храм, это не священник, который бывает занят на богослужении, а именно сотрудник церковной лавки. Люди иногда не решаются подойти к священнику, а вот в церковную лавку подходят», – поделился иерей Никита Кузнецов.

Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

«На собеседовании мы выясняем мотивы поступления»

Чтобы поступить, надо сдать внутренний экзамен – Закон Божий и пройти собеседование. Также необходим ЕГЭ по русскому языку и истории, либо нужно пройти внутренний экзамен по этим предметам. Также понадобятся справка об отсутствии судимости и свидетельство о Крещении.

«Главной целью образования здесь является подготовка к принятию священного сана и служению Церкви. Поэтому на собеседовании мы выясняем мотивы поступления. И есть еще одна особенность – мы принимаем студентов на обучение только по рекомендации священнослужителей», – рассказал первый проректор.

Есть и другие особенности. Например, священнослужение нельзя совмещать с военной службой. Не взять могут не только ранее судимых, но и тех, кто имеет канонические препятствия к рукоположению.

«Есть определенные церковные требования к людям, которые хотят принять церковный сан. Их несколько, но самое очевидное – прежде чем принять священный сан, человек должен принять монашество или жениться. Причем женат он должен быть первым браком и его супруга тоже не должна была быть ранее связанной семейными узами», – объяснил отец Никита.

Приезжают сюда учиться не только из Татарстана, но и из Чувашии, Марий Эл и Удмуртии

Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

«Из семинарии могут и отчислить, но таких случаев немного»

Сразу после получения диплома выпускники не становятся священниками, но кто-то уже в процессе обучения принимает священный сан. По статистике в последние годы большинство выпускников выбирают именно этот жизненный путь.

Из семинарии могут и отчислить, но таких случаев немного. Причиной может стать неуспеваемость и нарушение внутреннего распорядка: здесь строго запрещены употребление алкоголя и курение. Бывает и так, что студенты уходят по собственному желанию, если во время обучения понимают, что это не их стезя.

Семинария может похвастаться выпускниками, которые стали настоятелями храмов. Например, отец Марк – наместник Казанско-Богородицкого монастыря, отец Гурий – наместник Иоанно-Предтеченского мужского монастыря, отец Дмитрий – пресс-секретарь Казанской епархии и настоятель Спасо-Евдокиевского храма, отец Александр – настоятель Софийского храма и заведующий канцелярией Казанской епархии.

Приезжают сюда учиться не только из Татарстана, но и из Чувашии, Марий Эл и Удмуртии.

Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл уделяет самое пристальное внимание жизни семинарии, отметил священник.

«Владыка включен в работу семинарии во всех сферах – и в образовательной, и в воспитательной. Материальная база полностью обеспечивается тоже им. Он регулярно служит в нашем семинарском храме. Возглавляет практически все заседания ученого совета, общается со студентами, вновь поступившими и выпускниками. Некоторые ребята несут у него и иподьяконское послушание», – поделился первый проректор.

Самой интересной частью дня открытых дверей стала экскурсия по семинарии. Началась она с уникальной библиотеки

Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

В библиотеке семинарии отдельный стеллаж исламской литературы

Сегодня для абитуриентов устроили настоящий праздник. Мероприятие началось с совместной молитвы, затем ребятам подробно рассказали об обучении и условиях поступления. Хор семинарии, состоящий из студенток, обучающихся на регентском отделении, исполнил различные духовные и светские песнопения. После чего для абитуриентов устроили викторину с призами.

Самой интересной частью Дня открытых дверей стала экскурсия по семинарии. Началась она с уникальной библиотеки.

«Как говорили в старые времена: “Есть аудитория номер один – это храм, а аудитория номер два – это библиотека”. Наша библиотека состоит из четырех фондов и 60 тысяч книг», – рассказал ребятам сотрудник семинарии.

Эта библиотека, как рассказал сотрудник библиотеки и преподаватель семинарии Николай Ерундов, является преемницей библиотеки Казанской духовной академии. До сегодняшних дней дошла только часть того фонда – это уникальные экземпляры православной литературы. Часть из них хранится в университетской библиотеке КФУ, настолько они уникальны.

Редкие экземпляры хранятся в отдельной секции. Когда заходишь в это помещение, чувствуешь дух старины

Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

Редкие экземпляры хранятся в отдельной секции. Когда заходишь в это помещение, чувствуешь дух старины. Ребятам так и сказали, что здесь они в буквальном смысле слова могут вдыхать историю. Обратила внимание, что после этих слов некоторые делали глубокий вдох.

В семинарской библиотеке хранится и современная литература: здесь не только книги о православии, здесь есть и произведения классиков. Марина Цветаева, Лев Толстой, Владимир Маяковский – практически все, что входит в образовательную программу светских вузов.

В глаза бросается исламская литература – встретить эти книги в православном учреждении для меня было довольно неожиданно.

Будущим студентам показали комнаты, в которых живут семинаристы, аудитории и комнаты отдыха. В основном внешне все похоже на обычное учебное заведение, с одним лишь явным отличием – повсюду висят иконы.

Показали будущим абитуриентам и спортивный зал – физической культуре здесь уделяют особое место. Улыбаясь, напоминают: в здоровом теле – здоровый дух.

Будущим студентам показали комнаты, в которых живут семинаристы, аудитории и комнаты отдыха

Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

«Здесь нам преподают богословские предметы, языки и ислам»

Завершилась экскурсия обедом, ребят хорошенько накормили. За едой педагоги пообщались со своими будущими учениками и ответили на все их вопросы.

Сюда сегодня пришли люди совершенно разных возрастов. Это и школьники, и взрослые мужчины и женщины. Кто-то из них планирует, уже имея священный сан, получить богословское образование.

Среди желающих учиться был 13-летний Ярослав Кузнецов. Юноша пришел в форме МЧС.

Среди желающих учиться был 13-летний Ярослав Кузнецов. Юноша пришел в форме МЧС

Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

«С малых лет он принимал причастие, сейчас он помогает батюшке в алтаре. С малости читает молитвы. Сейчас он учится в кадетском классе. Конечно, он еще в раздумьях над своим будущим, но как один из вариантов – хочет связать свою жизнь с Церковью», – поделилась его бабушка Валентина Кузнецова.

А вот Владислав Болушевский давно уже определился – сейчас он учится на третьем курсе. Впереди у него еще два года обучения. Молодому человеку 25 лет, он приехал из Чебоксар, где окончил Центр подготовки церковных специалистов.

«Здесь мы получаем не только духовное образование, но и некий духовный жизненный опыт, чтобы в дальнейшем духовно возрастать в христианской вере. К образованию здесь я прошел тернистый путь. Изначально я был протестантом, причем не традиционного протестантского направления, а харизматического», – поделился студент.

Молодой человек рассказал, что с детства его к Церкви вела его бабушка. По мере взросления интерес к познанию Бога становился все более серьезным.

«Когда передо мной встал выбор будущей профессии, у меня было несколько вариантов. Я думал поступать в светский вуз или семинарию. Но я сделал выбор в пользу последнего варианта. Мне не хотелось идти вразрез со своими интересами», – рассказал Владислав.

Владислав рассказал, что учится на пастырско-богословском направлении. Получив диплом, он может стать священником, а может продолжить обучение в светском вузе и получить профессию, к примеру педагога. Будет преподавать Закон Божий в церковной школе.

Обучение здесь совершенно бесплатное – студенты учатся, живут и питаются. Всем необходимым семинарию обеспечивает епархия

Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

«Можно стать хорошим преподавателем в тех классах, где даются основы православной веры, и, естественно, работать в церкви – быть миссионером, катахизатором, помогать людям в вопросах, которые часто встречаются на пути жизни», – отметил он.

Помимо богословских предметов, таких как догматика и священнописание, здесь преподают латынь, древнегреческий, немецкий, английский, арабский языки и ислам.

«Так как мы находимся в Казани и тесно сотрудничаем с мусульманами, естественно, мы должны знать, как правильно с ними общаться. Потому что мы должны жить в мире и этому содействовать», – рассказал Владислав.

Как отметил первый проректор семинарии отец Никита, о существовании такого учебного заведения знают далеко не все. Даже не все верующие, которые хотели бы связать свою жизнь с Церковью, не то что светские люди.

Обучение здесь совершенно бесплатное – студенты учатся, живут и питаются. Всем необходимым семинарию обеспечивает епархия. Студенты-очники даже получают стипендию, а отличившиеся еще и в повышенном размере.

Поступить сюда задача не из легких, да и учиться не так просто. Нужно соблюдать расписание, определенные внутренние правила, нести хозяйственные послушания. Но те, кто здесь учится, не сетуют на то, что им сложно, говорят, что радуются прекрасной возможности, данной им Богом.

В этом году студенты и педагоги семинарии отметят ее 300-летие. Мероприятия будут проводиться на республиканском уровне.

Фоторепортаж: Михаил Захаров
news_bot_970_100