news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

«Спрос после коронавируса вырос»: в Татарстане фермер возродил производство кумыса

В чем секрет вкусного кумыса? Корреспонденты ИА «Татар-информ» побывали в Ютазинском районе, где спустя столетие благодаря местному жителю Салавату Саубанову возобновилось производство традиционного напитка.

«Спрос после коронавируса вырос»: в Татарстане фермер возродил производство кумыса

Хозяйство Салавата Саубанова расположилось на вершине горы с говорящим названием Кумыс-Тау. История местности начинается с 20-х годов прошлого столетия – по легенде, богатый помещик на своей даче наладил производство целебного напитка ради своей дочери, заболевшей туберкулезом. Уже спустя десять лет на этом месте появилась кумысолечебница для больных. База отдыха «Кумыс-Тау» стала известна на всю Россию, поправить здоровье сюда приезжали известные люди, писатели.

В 1985 году санаторий перевели в Бавлы, владельцы этих мест много раз менялись. Строились новые дома. И только десять лет назад производство кумыса возобновилось благодаря местному жителю Салавату Саубанову.

«Даже из Башкирии сюда приезжают»

«Эти земли переходили от одного хозяина к другому, никто серьезно ими заниматься не хотел. Лошадей оставалось всего пять-шесть голов. Мы закупили новых. Теперь вот работаем», – кратко ввел в курс дела Салават Саубанов, сопровождая нас к загонам с лошадьми.

В хозяйстве более шестидесяти лошадей и два десятка жеребят. В момент нашего прихода часть кобыл загоняли в помещение для доения. Но увидеть процесс доения своими глазами не удалось – оказалось, присутствие посторонних нежелательно, так как из-за этого у лошади может убавиться молоко.

«Наши сотрудницы не любят, когда заходят посторонние, потому что кобылы тревожатся, пугаются, для них это стресс. Потом Зифа апа жалуется, что надой уменьшился», – пояснил фермер. Все же фотографу поснимать разрешили. За ограждением послышались недовольные голоса, наверняка ему досталось от строгой Зифа апа. Значит, к работе относится серьезно, подумала я. Наш фотограф тоже профессионал – надолго не задержался, постарался животных не беспокоить.

Нынешний сезон только начинается, он длится с первых чисел мая до декабря. Салават абый тут же раскрыл секрет вкусного кумыса – его лошади питаются ковылем. «Весь день они пасутся в степи, только что пришли оттуда. А там такое разнотравье! В конце весны, когда трава еще зеленая, сочная, кумыс тоже самый вкусный. За ним даже из Башкирии сюда приезжают, хотя вроде сами живут в самом центре кумысоделия», – отмечает фермер.

«Лошадь опасное животное»

Для фермера один из самых ответственных моментов – когда жеребенка уводят от матери. Для обоих это стресс, в первые дни бывает даже страшно, особенно за кобыл, рассказывает Салават абый.

«Сейчас они еще относительно спокойные, в первый день совсем тяжело. Кидаются во все щели, бьются об ограждения. В этот момент очень страшно, лошадь очень опасное животное. Потом привыкают, начинают сами отходить друг от друга. На ночь жеребят выводим к матерям. Пока у нас трехразовое доение, потом перейдем на четыре раза в сутки. В шесть утра жеребят отделяем от матерей, в шесть вечера они снова вместе», – объясняет фермер.

Салават абый сам любит верховую езду. «Когда мы росли, лошадей держать не разрешали», – вспоминает он. А сейчас кататься верхом на лошади у него времени не остается – в хозяйстве он не просто руководитель, но и тракторист, и конюх – участвует во всех работах. «Только к вашему приезду переоделся», – улыбается фермер.

«Спрос на кумыс есть. После коронавируса он даже вырос», – рассказывает он.

«У нас очень красивый спортивный конь», – говорит Салават абый, сопровождая нас в конюшню. Помимо этого, здесь содержатся два жеребца и еще несколько лошадей. По соседству с ними небольшое стадо овец и пара миниатюрных лошадок – пони.

Мы уже направляемся обратно к цеху по изготовлению кумыса. До фермерства Салават абый работал водителем. Сейчас он с семьей проживает в Уруссу. Супруга работает учительницей. Один из сыновей уже обзавелся своей семьей, живет в Альметьевске. Второй сын... Родник, названный в его память, бьет из земли чуть ниже нашей тропы.

«31 июня справили его 18-летие, а 3 августа похоронили. Студентом уехал на заработки в Альметьевск, упал с высоты. Отвезли в больницу, нам сказали, ничего опасного нет. А он повредил легкие. Занимался спортом, никогда не пил, не курил, и мне казалось, что такая беда никогда нас не коснется», – вспоминает Салават абый.

«В Башкортостане государство субсидирует коневодство, у нас такого нет»

Тем временем работница хозяйства Минзифа Хузина привезла кобылье молоко в цех. При знакомстве она оказалась совсем не строгой, а очень милой женщиной. Дала нам халаты, бахилы, шапочки. В верхней одежде заходить в цех запрещается.

В помещении для производства кумыса сначала попадаешь в лабораторию, здесь проверяют качество молока. Затем идет комната для подготовки тары – бутылки моют и стерилизуют. Сегодняшний надой уже заправили закваской и поместили в деревянную бочку, после этого его сбивают специальной палкой. Закваску используют привезенную из Башкортостана. В цеху все стерильно, идеальная чистота. Бочка с кумысом накрывается белоснежной тканью. Теперь молоко должно постоять два часа. После этого Зифа апа разливает его по бутылкам, закрывает крышкой, наклеивает этикетку, затем ставит в холодильник – на хранение. Все процессы производятся вручную. Чтобы вкус напитка оставался стабильным, его надо хранить при стабильной температуре, объясняет Зифа апа. В прошлом году в фермерском хозяйстве Салавата Саубанова было изготовлено 11 тысяч литров кумыса, это 22 тысячи бутылок целебного напитка.

Зифа апа рассказала, что живет в поселке с молодости – вышла замуж за местного парня. До этого работала в пищекомбинате, опыт в этой отрасли у нее большой.

«Я работаю одна, мне помогают две санитарки. Плохо только, что никакой государственной помощи производителям кумыса у нас не предусмотрено. В Башкортостане государство субсидирует коневодство, у нас такого нет. В Татарстане ведь давние традиции кумысоделания. Из Башкортостана приезжают, покупают наш кумыс. Мы тут живем только за счет прибыли от лошадей. Салават сам и конюх, и пастух, и тракторист, даже в выходные с раннего утра находится в хозяйстве. Работы не боится, любит чистоту», – охарактеризовала руководителя его сотрудница.

Здесь же, в цеху мы попробовали свежий кумыс нового сезона. По словам Салавата абый, районное руководство планирует на базе Кумыс-Тау развивать агротуризм.

Автор: Зиля Мубаракшина (www.intertat.tatar, перевод Алии Сабировой)

news_bot_970_100