news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Спред или масло?

Продовольственная безопасность страны под угрозой

Здоровье человека напрямую зависит от качества потребляемой им пищи. Приходя в магазин, каждый из нас старается купить свежие и натуральные продукты. Мы внимательно изучаем этикетку, но, к сожалению, содержащаяся в ней информация не всегда правдива.

С такой ситуацией потребитель часто сталкивается при покупке сливочного масла. Это один из наиболее подделываемых в настоящее время товаров. По данным Российского молочного союза, масложировая продукция по объемам фальсификации занимает второе место в стране после алкогольной. В Татарстане ситуация аналогичная.

За 11 месяцев текущего года Госалкогольинспекцией РТ был проведен мониторинг масложировой продукции на предприятиях потребительского рынка республики. Проверками было охвачено более 250 объектов. Нарушения действующего законодательства выявлены в 70 процентах от общего количества проверенных предприятий. Так, были установлены факты несоответствия наименований продукта, состава и маркировки требованиям федерального законодательства.

Например, в Набережных Челнах и Зеленодольске в розничной торговле выявлены партии масложировой продукции производства ОАО «Маслосырзавод «Кошкинский» с маркировкой, не соответствующей требованиям технических регламентов. Производитель использует в наименовании слово «масло» вместо «спред», чем вводит потребителей в заблуждение. Как правило, на такую продукцию отсутствуют документы, подтверждающие ее качество и безопасность.

Кроме того, при проведении совместных проверок с Управлением Роспотребнадзора по РТ, в двадцати пяти торговых точках республики (а именно в Рыбно-Слободском, Алькеевском и Нижнекамском районах) выявлены факты продажи масла с ненадлежащей маркировкой. Такая продукция ввозилась в республику из Челябинска, Саратова, Нижнего Новгорода, Орла, Дзержинска, а также из Нижегородской, Воронежской, Белгородской, Оренбургской областей и из Краснодарского края. В «черный список» попало и сладкосливочное масло «Крестьянское», производимое в Лаишевском районе республики (село Песчаные Ковали).

Жительнице Казани в магазине № 20 «Народный» ООО «Торговая компания ПиК» приглянулось масло с привычным названием «Крестьянское». Брусочек правильной формы в кашированной фольге с надписью «масло коровье сливочное крестьянское 72,5 процента жира, ГОСТ 37-91, изготовитель ИП Кунец С.П.» продавался по вполне доступной цене – 21 рубль. Попробовав масло, покупательница была разочарована его непривычным вкусом. С жалобой на низкое качество продукта она обратилась в Госалкогольинспекцию Татарстана. В ходе лабораторных испытаний специалисты установили, что по составу этот продукт является не сливочным масло, а фальсификатом, представляет собой смесь растительных и животных жиров. Кроме того, были выявлены значительные отклонения физико-химических показателей от заявленных параметров.

Почему же предприятия, выпускающие такую продукцию, не хотят указывать на упаковке, что это маргарин или масложировая смесь? «Тогда покупать не будут», - честно призналась продавщица магазина, над входом в который красуется вывеска «Народный».

Даже если на упаковке написано, что масло изготовлено по ГОСТ, это может ничего не значить, - считают специалисты. Потому что дешевле сослаться на ГОСТ, чем соблюсти сам нормативный документ. Вот почему около 50 процентов масла - подделка. И везут его к нам в республику со всех концов необъятной России. Выбор широкий, а настоящего масла производится мало. Нередки случаи, когда на упаковке продукта крупными буквами пишут «Масло крестьянское», а на оборотной стороне мелким шрифтом – «спред». Данная маркировка, содержащая двойную, противоречивую информацию, уже является противозаконной.

Обращает на себя внимание и такой факт: на многих упаковках с масложировой смесью не написано, из какого жира она сделана. Пенсионерка из Нижнекамска Фарида Нигматуллина радовалась, купив на одном из рынков «норвежское топленое масло». Оно оказалось дешевле отечественного. На самом деле это были смеси жиров, не имеющих к настоящему топленому маслу ни малейшего отношения. Жир морских животных смешали с растительным маслом, а вкус и запах топленого придали ароматизаторы.

«Хотя не только пенсионеры покупают этот продукт, тем не менее, мы, пожилые люди, - самые доверчивые, - говорит Фарида Сабировна. - Написано «масло», значит, думаем, так оно и есть».

Прежде чем решиться на покупку, в любом случае стоит внимательно прочесть этикетку. Есть всего три группы жировых продуктов - сливочное масло, маргарин и спреды. В составе сливочного масла должны быть указаны только молочные сливки без всяких примесей. Если в продукте есть добавки, ароматизаторы, то сделано это с одной целью - скрыть неполноценность товара.

Спреды и маргарин состоят из растительных жиров и различных пищевых добавок. Эти продукты также имеют право на существование, но не имеют права называться маслом. Спред в переводе на русский язык означает «намазывать». За границей этот продукт давно в ходу. По мнению экспертов, в Российской Федерации масло высокого качества производят в Вологодской области, Краснодарском крае и Татарстане. В большинстве регионов увлеклись масложировыми смесями.

Увы, но производство настоящего масла в России становится делом убыточным. Чтобы получить один килограмм такого продукта, нужно переработать не менее 20-25 килограммов высококачественного молока, с соблюдением технологических процедур, предусмотренных ГОСТ. Это слишком дорогое удовольствие. Вот почему на некоторых заводах берут несколько жировых смесей, перемешивают и расфасовывают. Засилье фальсификатов и подделок делает убыточным производство натурального сливочного масла.

В спредах животный жир заменяют растительным либо полностью, либо частично. В результате получается продукт, который не твердеет даже в холодильнике. Он имеет нежную консистенцию, обладает за счет вкусовых добавок приятным вкусом и легко намазывается на хлеб. Ассортимент спредов за последние 10 лет возрос более чем в 30 раз! Надо сказать, что их стоимость за рубежом почти в два раза ниже стоимости натурального сливочного масла. В России картина другая. Цена спредов лишь на 15 – 20 процентов ниже, чем на натуральное сливочное масло. Потребитель, ориентируясь по цене, часто лишен возможности отличить спред от масла. А цены для импортных спредов зачастую практически не отличаются от цен на натуральное сливочное масло. На языке Закона РФ «О защите прав потребителей» это означает, что информация о товаре не обеспечивает покупателю возможность правильного выбора. То есть, внешний вид упаковки, ее внутреннее содержание и сведения о составе (или их отсутствие) вводят потребителя в заблуждение.

В настоящее время нельзя отрицать того, что сложилось положение, при котором происходит постепенное вытеснение с российского рынка натурального сливочного масла неравноценными продуктами. Кроме того, нужно учитывать все возможные нежелательные последствия такой ситуации. В первую очередь, речь идет об угрозе здоровью населения, потребляющего во все больших масштабах грубые подделки с вредными добавками. При производстве спредов, маргаринов, в процессе гидрогенизации растительного масла образуется много трансизомеров жирных кислот, которые являются чужеродными для организма. Доказано, что трансжиры увеличивают содержание в крови холестерина, нарушают работу ферментов. Молекулы трансизомеров жирных кислот снижают иммунитет человека, увеличивают риск развития диабета и онкологических заболеваний, нарушают обмен веществ. Несомненно, что даже самое жирное сливочное масло полезнее маргарина.

Вот некоторые признаки поддельного сливочного масла:
1. Поддельный продукт обычно имеет более рыхлую, менее плотную консистенцию, нежели нормальное сливочное масло. Цвет белесый, часто неоднородный по массе.
2. Имеет место привкус растительного масла. Иногда можно почувствовать несвойственный привкус ароматизатора.
3. На упаковке отсутствует полная информация о составе масла, может быть не указан и срок годности.
4. Качество печати на кашированной фольге, в которую фасуют масло, обычно много хуже, чем на упаковках известных молочных комбинатов.

Органолептические показатели с наибольшей надежностью могут показать, что перед вами не сливочное масло, а смесь растительных жиров. Это единственный способ внелабораторного определения потенциальной подделки при продаже нерасфасованного масла.

Основные выводы:
1. В России существует реальная угроза функционированию рынка настоящего сливочного масла. По существующей статистике, ежегодные объемы производства этого продукта в России столь велики, что производимого в стране молока должно не хватать. Между тем, прогнозируется дальнейшее увеличение производства сливочного масла, и это тревожит специалистов.

2. В настоящее время значительная часть рынка сливочного масла оккупирована фальсификатами и спредами – продуктами, в которых животный жир заменен растительным либо полностью, либо частично. Выявление фактов подделки масла усложнилось тем, что фальсификаторы изловчились подбирать соотношение фракций растительных жиров в составе таким образом, что их очень сложно определить лабораторными методами. Но даже в случае подтверждения подделки, фальсификаторы нередко уходят от заслуженного наказания из-за несовершенства законодательной базы: ни в Кодексе РФ об административных правонарушениях, ни в Уголовном кодексе нет статей, предусматривающих ответственность за производство и оборот фальсифицированной продукции. Сверхмягкие наказания на деле поощряют криминал и плодят коррупцию.

3. Информация о продуктах, выдаваемых за сливочное масло, не всегда обеспечивает покупателю возможность правильного выбора. Внешний вид упаковки, ее внутреннее содержание и сведения о составе (или их отсутствие) вводят потребителя в заблуждение.

4. Широкое распространение получили грубые подделки натурального сливочного масла. В обертки известных марок фасуют маргарин и различные смеси на базе желтых жиров и жиров морских животных.

Таким образом, в настоящее время в России в результате роста объемов реализации фальсифицированной и поддельной продукции ускорился процесс неконтролируемого свертывания рынка натурального сливочного масла. Такое положение несет в себе прямую угрозу продовольственной безопасности страны по целому ряду направлений. Принятие эффективных мер противодействия этому явлению, как на федеральном, так и на республиканском уровнях является назревшей необходимостью.

Розалия АРСЛАНОВА, начальник отдела контроля торговли Госалкогольинспекции РТ, эксперт-дегустатор молочной продукции

 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100