Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Соотечественники//Селим Хазбиевич: “МЫ БЫЛИ И ОСТАЕМСЯ ТАТАРАМИ”//2 мая, №16
Еще во времена Золотой Орды, 600 лет назад,поселившиеся на землях тогдашнего Великого Литовского княжества и древней Речи Посполитой татары, несмотря на удары судьбы и сегодня, продолжают жить на этих землях.
Сегодня эти земли находятся в границах трех государств - Польши, Беларуси, Литвы. Эмигрировавшие по приглашению короля Витовта в качестве отважных воинов в Литовское княжество 600 лет назад, разделенные нынешними границами, татары Литвы, Польши, Беларуси и сегодня стремятся сохранить единое ядро татарской диаспоры на этих землях.
Недавно Крым посетила делегация татар Польши во главе с председателем Союза татар Польши, профессором Селимом Хазбиевичем. Главная цель визита - активизация межкультурных связей между крымскими и польскими татарами. С этой целью состоялась встреча делегации польских татар с председателем Меджлиса крымскотатарского народа Мустафой Джемилевым в Симферополе, где были обсуждены возможности и пути такого сотрудничества.
В целом возобновление контактов польских татар с крымскими татарами после 1944 года относится к 1991 году. В тот год в Крыму проходила Международная конференция, посвященная 140-летию просветителя тюркских народов Исмаила Гаспринского. На конференцию из Польши в Крым прибыли Селим Хазбиевич, Ежи Шагуневич, Омар Асанович и большая группа писателей из Татарстана: поэтесса Роза Кожевникова, Разиль Валеев и др. Это были годы массового возвращения крымских татар из депортации. В Крыму еще правил коммунистический режим, который продолжал чинить всяческие препятствия крымским татарам на полуострове. С началом их возвращения в Крым потянулись и некоторые представители 5-миллионной крымскотатарской диаспоры Турции, диаспоры Румынии, Польши. Они, конечно, не переселялись в Крым, но они хотели наладить контакты с возвращающимися крымскими татарами и по мере возможности оказать им помощь. Со временем этот процесс значительно углубился и расширился, особенно со стороны диаспоры в Турции, которая оказалась весьма влиятельной в этой стране, имея в ней разветвленную сеть крымскотатарских обществ культуры и взаимопомощи, а также своих представителей и сторонников в высших органах власти.
Конечно, нынешняя татарская диаспора Польши по своей численности не может сравниться с турецкой. Но это отнюдь не умаляет ее достоинств. Стоит вспомнить, что в правительстве Крыма после 1918 года было достаточно много татар, выходцев из Польши и Литвы. А крымское правительство даже возглавлял литовский татарин Сулейман (Мацей) Сулькевич, впоследствии расстрелянный большевиками. По словам Селима Хазбиевича, ныне в Польше проживают около 3-4 тысяч татар. «Но точную численность мы не можем назвать», - отмечает он. - 600 лет проживания в отрыве от родины своих предков, ассимиляционные и миграционные процессы последнего времени, конечно, не прошли бесследно. Татарская диаспора Польши практически утеряла татарский язык, их тюркские в своей основе имена и фамилии трансформировались на польский лад: Омар Асанович, Ежи Шагуневич, Сулейман (Мацей) Сулькевич, ученые Ахматовичи, Ильяшкевичи и др. На протяжении 6 столетий татар Польши объединяла еще и религия предков — Ислам. Но и в религиозной ориентации уже начали происходить процессы отхода из Ислама. До недавнего времени подавляющее большинство татар относило себя к мусульманам, но в последние годы появились и те, кто перешел в католицизм, исповедуемый поляками. «Несмотря на это и эти татары продолжают посещать наши татарские собрания и мероприятия», — говорит С.Хазбиевич.
Сегодня татары не живут в одном месте, они разбросаны по всей Польше и проживают в разных ее уголках. Центр татарской культуры находится в Гданьске, здесь же работает мечеть (построена в 1990 году), которую посещают татары-мусульмане. В Польше до Второй мировой войны было несколько старинных мечетей, но после войны и передела границ часть из них осталась в нынешней Беларуси и Литве. В Польше сохранились две мечети, возведенные в XVIII-XIX веках. «Еще одну новую мечеть мы намерены построить в Варшаве. Ее строительство было запланировано еще в 1940 году, для этого была выделена и земля, но помешала война. Сейчас власти Варшавы это место в центре города отдают нам, и мы надеемся возвести здесь мечеть», — говорит С.Хазбиевич.
Ежи Шагуневич, приехавший в Крым в составе делегации, сообщил, что у польских татар есть свой избранный муфтий - Томаш Мишкевич, а в Гданьской мечети служит арабский имам. «Я происхожу из татарского рода, мусульманин, каждую пятницу посещаю мечеть. В Польше у меня как у мусульманина не возникает никаких проблем. Должно быть, корни моих предков были из Крыма. Предположительно, моя фамилия Шагуневич, имеет отношение к потомкам крымского хана Шагин Гирая», — полушутя, полусерьезно говорит Ежи.
В Польше татары проживают в Варшаве, Познани, Щецине, Вроцлаве, но больше всего их в г.Белостоке и в Белостокском воеводстве, где даже есть молодежный самодеятельный татарский ансамбль. В этих городах работают 3-4 отделения татарского центра Польши.
«Наша главная цель - это сохранение историко-культурной традиции татар, и мы эту традицию всячески поддерживаем. С этой целью мы издаем на польском языке журнал-ежегодник о татарах «Rochnik Polski» («Рочник Польски»), книги, проводим различные научные конференции и встречи. Сейчас планируем начать выпуск татарской газеты на польском языке. Учитывая, что татарская диаспора в Польше малочисленна и подписчиков будет, наверное, немного, скорее всего эта газета будет выходить в формате альманаха время от времени, исходя из наших возможностей. Государство оказывает нам, можно сказать, достаточную финансовую помощь для культурной деятельности, в этом году выделили деньги для ремонта центра в Гданьске. Недавно (июнь 2006 г.) в польском сейме состоялась выставка, посвященная истории, традициям и обычаям татарской диаспоры Польши. Проведению этой выставки содействовал председатель польского сейма Марек Юрек, который и сам посетил ее», - рассказал С.Хазбиевич.
Татары Польши поддерживают тесную связь с татарами Литвы, Беларуси, среди которых есть и родственные семьи, а также с татарами еще двух балтийских республик - Латвии и Эстонии.
«В этом году к нам в Гданьск приезжала делегация из Татарстана с татарским ансамблем, который дал концерт, а в 2005 году представители польских татар побывали в Казани, - поделился с нами Селим Хазбиевич. - Мы бы хотели наладить такие же связи с крымскими татарами, потому что нам исторически ближе Крым. Наши предки пришли в Польшу, прежде всего из Крыма. Да и культурно, можно сказать, Крым нам ближе, чем Татарстан. Поэтому мы и прибыли на полуостров, чтобы поддержать и активизировать связи между нами».
Заместитель председателя Союза татар Польши Омар Асанович, прибывший в составе делегации в Крым, рассказывая о своем происхождении, упомянул о том, что дед его отца, сам отец и бабушка в 1918-1923 годы жили в Симферополе. «Мой дед и бабушка похоронены в Симферополе, к сожалению, неизвестно, в каком месте. Говорят, что там уже что-то построили. Хотя мы и выходцы из княжества Литовского, но, оказывается, имели корни и здесь в Крыму. Мой дед и бабушка вместе со своими детьми, среди которых и мой отец, его братья и сестра Элена прибыли в Крым из Ошмяны (Литва). Мне уже 69 лет», - говорит Омар Асанович. На мой вопрос «Вы считаете себя татарином?», - Омар Асанович ответил утвердительно. В 2005 году Омар Асанович побывал в Казани. «Казань - очень хороший, красивый город, но Крым лучше...», — сказал он, отзываясь о своей поездке.
В современной Польше Союз татар был образован в 1991 году, а религиозный центр татар - еще в 1947 году. Но и до войны (1941 год) в Польше также работали центры татар. Мусульманский религиозный Союз и культурный Союз татар работали в Польше с 1925 года. Татарский центр в Гданьске, обеспокоенный проблемой незнания татарами Польши своего родного языка, вынашивает идею открытия курсов по изучению татарского языка. «Для этого нам необходимы учебники и учитель. Возможно, мы используем для составления такого учебника и учебники крымскотатарского языка, изданные в Симферополе. Мы были и остаемся татарами», — подчеркнул в заключении нашей беседы Председатель Союза татар Польши Селим Хазбиевич.
Дилявер ОСМАНОВ
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»