news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Соотечественники//ПОД ТРЕМЯ ЗНАМЕНАМИ//20 мая, №17

Жизнь полковника  Якуба Романовича (Рамазановича), выходца из польских татар-шляхты, была бурной, драматичной. Ему пришлось  жить под тремя режимами, под тремя знаменами. Да и жизнь его прервалась трагически, хотя и в преклонном возрасте…

Однако все по порядку.

Якуб Романович родился 15 октября 1878 года в городе Вильно – современный Вильнюс – в семье штабс-капитана Российских войск Ромуальда Романовича и Эммы (Амины) из татарского дома Якубовских.

…Княжеский род Романовича герба «Котвиц» прозвища Денир – Данияр – Эмирза является, в свою очередь, одним из ответвлений  знаменитого татарского рода ханских кровей Юшенских. Основателем рода  Романовича был некто Щенсны Кульзиманович, упомянутый в списке войска литовского в 1567 году.

Род Романовичей дал своей новой Родине немало выдающихся людей. Так, Давид Романович в 1780-1792 годах служил хорунжим (знаменосцем), поручиком и ротмистром в 3-м полку Передней Стражи войск литовских, участвовал в звании ротмистра в восстании Тадеуша Костюшко и тогда же  принял прозвище псевдоним Денир.  А женат он был на Сафии Улановой, дочери  знаменитого полковника Войска Польского Александра – Али Улана Малушицкого.  От брака одного из сыновей — Абдрахима Романовича и Марианны-Марьям из татарского дома Тальковских остался сын Ромуальд – капитан артиллерии войск российских. Продолжателем его рода и был Якуб, герой этой статьи.

Якуб Романович провел свое детство в имении Олексишки, что находилось в татарской околице Некрашунцы возле города-замка Лиды. Согласно родовой традиции, в возрасте 10 лет Якуб был отдан в Полоцкий  корпус кадетов, который он окончил в 1896 году, и в этом же году поступил на службу в ряды Лейб-гвардии Драгунского полка, элитарного кавалерийского соединения, дислоцированного в резиденции Петергоф под Санкт-Петербургом. «Свежеиспеченного» драгуна вскоре заметили и послали учиться дальше - в Николаевскую Высшую Школу Кавалерии в Петербурге, которую татарский юноша окончил в 1898 году в возрасте 20 лет. Возвратившись в свой полк, он продолжал служить там и подал заявку в Академию Генерального Штаба. В 1901 году, несмотря на положительные результаты экзаменов, по неизвестным причинам Якуба не приняли в Академию Генштаба. Видимо, не хватало «связей» или «знатности». Во всяком случае, в 1902 году Якуб становится поручиком, а в 1906 году – штаб-ротмистром.

 30 октября 1902 года он женился на Марии (Марьям) из татарского рода Тальковских, дочери подполковника Абдрахама-Ибрагима Тальковского и Марии из другого татарского рода Маковецких (потомки Маковецких ныне продолжают жить в Литве. Известен, например, доктор технических наук, активист татарского общества в Каунасе Ромуальд Макавецкас). Вскоре у молодой четы родился сын Роман, 1904 г.р., и дочь София-Сания, 1908 г.р. Жена с детьми вынуждены были жить вместе  с мужем и отцом в Петергоффских казармах.

В начале I  Мировой войны Якуб Романович участвует в боевых действиях в Восточной Пруссии, затем – в боях на Литве под Марьям-Полем и Ровно. Эти военные и другие события он описал в книге «Лейб-драгуны дома и на войне», вышедшей в Париже в 1929 году, вероятно, в белоэмигрантских кругах.

В 1915 году он в составе Российской армии перешел австрийскую границу. За храбрость и отвагу в войне лихой татарский рубака был награжден орденом Святой Анны III степени с мечами, орденом Святой Анны IV степени с надписью «За отвагу», орденом Святого Станислава II степени с мечами.

22 октября того же года ему присваивается звание подполковника с предписанием в IV Гусарский Мариупольский полк Императрицы Елизаветы Петровны. 9 мая 1917 года он стал полковником и возглавил вышеупомянутый полк.

Дальнейшей карьере помешала революция и смута гражданской войны.

Октябрьский переворот застает полковника в одном из петербургских  госпиталей. Неизвестно, был он действительно ранен или болен, или скрывался таким образом  от большевиков.

«Советская заваруха» вынудила царского полковника с семьей на скитания. Сначала они подались на юго-восток разваливающейся империи, укрывались в Балахне на Волге. Но вскоре там начался голод, и Якуб Ромуальдович решил перебраться в Казань, считая и надеясь, что местные  татары не откажут им в помощи в такой трудный час. Но тут уже правили социал-большевики, и ему пришлось адаптироваться к новой, «советской» действительности. Дети пошли в школу, жена стала работать библиотекарем, а бывший царский полковник драгун и гусаров… начал учить искусству конного боя молодых советских  кавалеристов, не имея другого выбора.

В 1921 году был подписан Рижский Мирный договор, Польша обрела независимость и стала называться Второй Речью Посполитой. Сердце Якуба  Романовича рвалось на родину, поскольку он никак не мог приспособиться к большевизации своей исторической прародины. Советские власти не хотели отпускать «военспеца» Романовича. Помог брат – генерал возрожденного Войска Польского Александр Романович. Благодаря его усилиям удалось получить согласие советских властей на репатриацию семьи Романовичей в Польшу.

Начался второй этап в жизни Романовича. Под городом Лидой (современная  Западная Беларусь) у него оставалось родовое имение в 200 гектаров земли. Правда, родовой дом, построенный еще в XVIII веке, был сожжен в 1916 году немцами.

Романович сразу же принял деятельное участие в послевоенном возрождении общности литовских татар, был одним из главных спонсоров восстановления Некрашунской мечети под Лидой.

Во время выборов муфтия зимой 1925 года Якуб Романович был одним из трех кандидатов. Он был выбран первым заместителем муфтия II Речи Посполитой. Исполнял свои новые, на этот раз духовные, обязанности; побывал во многих татарских общинах, разбросанных в основном по восточным землям Речи Посполитой.

Якуб Ромуальдович был одним из  инициаторов и основателей культурно-просветительского Союза татар Речи Посполитой Польской. Расцвет культурно-религиозной жизни польских татар, создание  соответствующих институтов развития этой уникальной этно-конфессиональной общности, налаживание связей с остальным исламским  миром во многом связаны с неутомимой деятельностью  и кипучей энергией  бывшего полковника Якуба Романовича.

С началом II Мировой войны  и оккупацией советскими войсками восточных земель Речи Посполитой Польской, то есть Западной Белоруссии и Литвы, Якуб Романович дважды был арестован органами НКВД: от ссылки  в Сибирь, а возможно, и от смерти, его, думаю, спас поначалу факт преподавания в красноармейской кавалерийской школе Казани, а затем – вступление в Вильно немецких войск, где жил вплоть до конца 1945 года. На переломе 1945 и 46-х годов Якуб и Марьям Романовичи не без трудностей выехали как репатрианты на запад Польши.

На новом месте пришлось все начинать заново, были трудности с работой. Но полковник Романович ни на один день не забывал о своей духовной деятельности. Он был активным  организатором и первым председателем Мусульманского союза в послевоенной Польше. Позднее  исполнял обязанности вице-председателя этого Союза и председателя гимны (общины)  мусульманской в Варшаве. Много сил  отдал охране памятников  Варшавского татарского кладбища, которое и поныне находится на улице Тверской, недалеко от Центрального Католического  кладбища Варшавы. Несмотря на преклонный возраст и неважное здоровье, Якуб эфенди не жалел сил для развития татарской общности, которая в Польше выполняла функции своеобразного связующего звена Польши со странами  мусульманского мира.

Спокойный, скромный, интеллигентный, и, в то же время, полный  энергии – таким он запомнился своим современникам. До конца своих дней   самоотверженно выполнял  свои духовные и общественные обязанности. И погиб он трагически, будучи жертвой суматошного, скоростного XX века, в котором все меньше и меньше места оставалось его любимым коням. 7 августа 1964 года бывший лихой драгун и гусар попал под мотоцикл  какого-то варшавского лихача. Врачи не сумели спасти жизнь 86-летнего  полковника. Якуб Романович похоронен на мусульманском кладбище в Варшаве рядом с умершей несколько лет назад женой Марьям и сыном Романом, погибшим в одном из боев еще в том, грозном  и кровавом 1939 году…...

Фаяз ФАИЗОВ

 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100