news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Соотечественники//ОБРЯД ИМЯНАРЕЧЕНИЯ У СИБИРСКИХ ТАТАР//23 апреля, №15

(Окончание. Начало в №14).У барабинских татар «кентек инэ» смазывала ротик ребенка сливочным маслом чаще, завернув масло в марлю. Некоторые тобольские татары говорили, что давали ребенку сосать завернутый в тряпочку разжеванный с маслом хлеб.

Следующий обряд - это традиционно топили «бђби мунчасы» (баню для новорожденного), где «кендек ђбисе» помогала роженице выкупать ребенка. Роженицу на протяжении сорока дней навещали родственницы, соседи, просто знакомые, приносили гостинцы. Этот обычай назывался «бђби ашы кертњ» (приношение пищи для ребенка). Это делалось для того, чтобы роженица в первое время после родов меньше занималась домашним хозяйством. В настоящее время остался только обычай посещения роженицы родственниками и знакомыми, которые тоже приносили угощение. У барабинских татар, как и у поволжских, считалось: чем больше женщин посетит с угощением, тем молочней будет мать.

Традиционно, через несколько дней после родов, приглашали гостей, в том числе и муллу, на «бђби ашы» (застолье новорожденного), которое проводилось для мужчин и женщин раздельно. Центральным событием был обряд «исем кушу» т.е. имянаречение. Сейчас у тоболо-иртышских, тарских, барабинских татар «бђби ашы» и «исем кушу» - это одно мероприятие, где мужчины и женщины приходят и садятся вместе за стол по одну сторону мужчины, по другую сторону - женщины. Ребенка выносят на подушке к мулле, который кладет ребенка ногами в сторону Каабы и спрашивает родителей о предполагаемом имени. Затем читает молитву, трижды произносит имя ребенка. Обряд наречения именем ребенка проводится в течение недели или на седьмой день. Вообще считалось, что ребенку нужно дать имя в течение первых трех дней, т.к. получивший имя ребенок меньше беспокоится, его хранят ангелы, а если ребенок будет долго без имени, то злые духи могут забрать ребенка, считали, что без имени он растет слабым, больным, склонен к сглазу. Обычно мулла спрашивал старших, какое имя хотят дать ребенку, если они жили вместе с молодыми. Если молодые и старшие затруднялись в выборе имени, то мулла предлагал сам наиболее подходящее для ребенка имя. Сибирские татары как раньше, так и сейчас, не дают ребенку имена умерших. Они считали, что эти имена будут вызывать боль в сердцах живущих. Всегда было больно, когда умирали люди, и чтобы лишний раз не беспокоить живущих и дать покой умершим, их именем ребенка не называли. Если и давали имена умерших, то это имело место только через поколение, т.е. когда в памяти стиралась боль утраты, горечи.

В XIX и начале ХХ вв. дети нарекались в основном мусульманскими именами, например, Ахмед, Саддык, Шариф, Фатыма, Хадича и др. Это объясняется тем, что в изучаемый период среди тоболо-иртышских, тарских, барабинских татар ислам получил широкое распространение. В Ревизских сказках мы видели, что родители называли своих детей заклинающими смерть именами, например, Туктабика (приостановившаяся, т.е. уцелевшая Бика), Туктамэт (приостановившийся Мухаммед). Обычай давать новорожденным заклинающие смерть имена был широко распространен среди тоболо-иртышских, тарских татар. Татары-мишары новорожденного называли именами Улмэс (неумирающий), Тимер (железо) и др. Подобные имена были распространены среди поволжских татар и встречаются на эпиграфических памятниках ХVI в. и позже. Такие имена зафиксированы С.Абрамзоном у киргизов. В семьях, где часто умирали дети, киргизы старались дать ребенку такое имя, которое предрекало бы ребенку долголетие, например, Турдубек, Турсун, Ташбай. Тоболо-иртышские татары в прошлом давали и плохие имена. Это делалось для того, чтобы уберечь детей от злых духов, от сглаза, например, Яман (плохой), Бок (помет) и др. Плохие имена давали тюрки Саяно-Алтая, тувинцы.

Тарские татары в начале ХХ в. при наречении имени пользовались мусульманским именником. В основном это были сложносоставные имена арабского или персидского происхождения, по своему значению так или иначе близкие к религии. Мальчикам чаще давали имена с компонентом - «абд» т.е. вера, «дин» т.е. религия, «улла» т.е. бог, например, Абдулла/Аптулла, Исламетдин, Калимулла и очень много производных имен от имени пророка Мухаммеда.

В настоящее время для татар рассматриваемых групп характерно разнообразие имен. Ребенку стараются давать имена, которые не встречаются в данном селе. При выборе имени новорожденному современные родители стремятся выбрать благозвучное имя, часто с красивой семантикой. Громоздкие имена мусульманского именника сменились на одно- и двусложные имена, например, Ильнур, Азат, Алсу и др. Распространены западноевропейские имена, например, Эдуард, Марат, Рафаэль и др.; имена, образованные из апеллятивной лексики, например, Марсель, Венера, Лилия и др. Происходит постоянное имя-творчество, когда из первичных имен, изменив окончание или отдельную букву, создают новые, например, Латифа - Атифа, Ханиса - Аниса, Наиль - Фаиль и др.

Ф. Гильфанова

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100