news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Соотечественники//ДЕРВИШИ И МЕЦЕНАТЫ В КЫРГЫЗСТАНЕ//18 января, №3

Цивилизующая (просветительская) роль татарской диаспоры в регионе, ранее известном как Туркестан, широко известна. Татарские муллы, учителя и торговцы сделали большой вклад в образование и просвещение своих этнических братьев в Средней Азии.

26,9 Kb

К сожалению, эта тема изучена недостаточно. Все, что мы знаем о влиянии татар в Средней Азии, происходит в большинстве своем из источников, которые фокусируются только на одном из аспектов этого явления или только на одном регионе Средней Азии. Одним из таких типичных источников является книга “Татары и башкиры в Киргизстане”, опубликованная в Бишкеке, Киргизстан, в 1914 году. Автор, А.П. Ярков (этнический русский), несмотря на изобилие фактического материала в своем распоряжении, не представляет связного анализа татарской культуры, социального и религиозного влияния в Киргизстане. Тем не менее, книга содержит много интересных фактов, которые заслуживают нашего внимания. Вот некоторые из них.

В последней четверти XIX века татары в Киргизстане были в основном торговцами, ремесленниками, рабочими, религиозными просветителями и учителями, так же, как и их семьи.

Религиозные просветители сыграли важную роль в просвещении киргизов, особенно путем укрепления ислама среди них. Согласно очевидцам, религиозные убеждения киргизов на рубеже веков были не очень сильны. Очень часто они проводили похороны, свадьбы и другие религиозные церемонии согласно своим старым шаманским традициям. Но часто они приглашали татарского муллу или просто грамотного человека (который чаще всего был татарином) читать молитвы.

Многие татарские муллы в Киргизстане были дервишами (путешествующие, или бродячие муллы), чью роль в распространении ислама трудно переоценить. Часто, эти люди становились муллами из-за неблагоприятных обстоятельств: татары, которые бежали от армии или судебного преследования в России, часто оседали в Киргизстане. По причине их грамотности и знакомства с арабским алфавитом, их часто просили проводить ритуалы и церемонии. Постепенно они становились широко известными и становились настоящими муллами.

Религиозная литература, издаваемая татарами, нашла свой путь в Среднюю Азию, даже до того, как татарские муллы обрели устойчивое положение в Киргизстане. В начале 20-го века в Туркестане не было ни одной типографии. “Мусульманские” книги печатались только в 13 типографиях царской империи, восемь из которых были расположены на Средней Волге, а остальные в других местах. Книги, написанные на татарском языке арабским алфавитом, могли читать и понимать другие тюркские народы. Первые книги на местных языках (диалектах) также печатались в Казани и других центрах татарского издательства, таких, как Оренбург. Например, первая книга на киргизском языке была опубликована в 1913 году в татарском издательстве “Каримов, Хусаинов и Ко”.

Кроме печатных книг, было много рукописных книг, большинство из которых приходили тоже из Среднего Поволжья. В отличие от местных учеников немусульманских школ, татарских учеников в медресе учили каллиграфии и черчению - навыкам, которые необходимы для производства рукописей.

Татарские учителя также сыграли большую роль в распространении знаний среди киргизов. Татары непропорционально много были представлены среди учителей в Киргизстане. Эта ситуация долго продолжалась даже после того, как Средняя Азия была присоединена к Советскому Союзу. Например, в первые годы Советской власти, почти все учителя в школах для девочек были татарами.

Это происходило из-за более высокого уровня грамотности среди местных татар. В 1914 году грамотность среди татар Пржевальского уезда Киргизстана была - 35,6 процента среди мужчин и 24,2 процента среди женщин. Для сравнения, среди местных русских грамотность была - 29,9 процента среди мужчин и соответственно 9,2 процента среди женщин. (На самом деле дореволюционная статистика отражала только успехи татар в чтении и письме на русском языке. Если учитывать знание арабской грамотности, то оно было практически всеобщим среди татар. Профессор Абрар Каримуллин написал в своем монументальном труде “Татарские книги в начале двадцатого века”, что тиражи опубликованных книг и количество их наименований являются наиболее точным показателем грамотности, ведь никто не купит книгу, если не сможет прочесть ее. Согласно Каримуллину, татары в 1905-1913 годах опубликовали больше наименований книг, чем любая другая этническая группа в Российской империи, кроме латышей. Доступность татарских книг, которые были очень дешевы, часто достигалась путем использования низкокачественной бумаги, путем экономии места уменьшением полей, малого количество иллюстраций и т.д. - С.Б.)

Второй важной группой татар в Киргизстане были торговцы. Их роль, как посредников в торговле между Россией и Азией (включая Среднюю Азию) хорошо задокументирована. Например, в городе Пржевальске из 102 торговцев 78 были татарами. Часто они выступали как меценаты искусств и литературы. Первые театральные труппы в Киргизстане были основаны и финансированы татарами. Мать знаменитого советского киргизского писателя Чингиза Айтматова, Нагима Хазиевна (татарка) прославилась в местной общине как актриса. Для местных мусульман было неслыханно, чтобы женщина играла на сцене. Вот почему актрис можно было увидеть только во время выступлений татарских бродячих театров, таких, как “Сайар” с их знаменитыми женщинами-звездами, известными под их по-русски звучащими театральными псевдонимами: Болгарская, Ильская, Таждарова, Арапова, Камалова. (Кстати, фамилия известного татарского шахматиста Гаты Камского происходит от театрального псевдонима его бабушки, которая была актрисой в татарской театральной группе. - С.Б.)

Третья важная группа татар в Киргизстане состояла из ремесленников и рабочих. Первая забастовка в истории Киргизстана была организована татарами, которые работали в Сулюктинских шахтах. Вместе с экономическими требованиями (8-часовой рабочий день, повышение зарплаты и т.д.) они выставили также и некоторые политические требования (свободу речи, собраний и демонстраций). Такая борьба могла внести большой вклад в более высокий уровень материальной культуры среди местных татар.

В.И. Вышпольский, русский доктор, который работал в госпитале в Караколе, писал: “По сравнению с русскими и людьми других национальностей, татары менее подвержены инфекционным заболеваниям благодаря более высокому уровню личной гигиены в их домах...”

Сабирджан БАДРЕТДИН

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100