news_header_bot_970_100
Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Снопы сена, арлекины и поезд-кордебалет: белорусский балет «Анна Каренина» изумил Казань
Скопировать ссылку
Девятым спектаклем Нуриевского фестиваля в этом году стала «Анна Каренина». Постановку привез в Казань Большой театр Беларуси, который отправился с ней в целый гастрольный тур по России: за день до XXXVI Нуриевского фестиваля балет был представлен в Йошкар-Оле, а после двух спектаклей в столице Татарстана он отправится еще и в Уфу, Челябинск и Тюмень.
Скептицизм, как же это самостоятельно замахнуться на «тяжелую» классику Льва Толстого и визуализировать роман на основе подборки разных произведений Петра Чайковского, белорусы с легкостью развеяли грацией преимущественно молодого состава труппы, пластикой хореографии сегодняшнего дня, лаконичными, но предельно выразительными декорациями. И даже исполнение спектакля не под живую музыку не смазало впечатления от сильной, детально проработанной, эмоционально трепещущей постановки.
Белорусская «Анна Каренина», к слову, — последняя работа главного художника Большого театра Беларуси Александра Костюченко, скончавшегося за несколько месяцев до премьеры 19 ноября 2019 года. Реализовала никем не написанный и не существующий как самостоятельное произведение балет лауреат международных конкурсов, балетмейстер-постановщик Ольга Костель. В постановке не единичны неклассические элементы партера между дуэтами танцовщиков, но при этом спектакль выдержан всё же не в стиле modern или contemporary. Впечатление можно выразить емкой фразой «Балет жив!». Он живет, актуально пульсирует и в XXI веке. Он не костен, не старомоден и не по инерции доживает свое, дотянув из прошлого, а интересен, уместен и при этом понятен и своевременен.
За музыкальную основу были взяты произведения Чайковского, которые создавались им параллельно с выходом «Анны Карениной» Толстого и после публикации романа, то есть использовалась музыка композитора, который уже был знаком с литературным сюжетом. С нотами Чайковского деликатно переплетен мотив известной песни «Во поле березонька стояла» — в этой же сцене появляются снопы сена, косари с косами и прочий деревенский люд. Карнавал светской жизни Европы конца XIX века с шутами и арлекинами начинает второе отделение балета. Сцена трагической гибели Анны Карениной решена очень деликатно и особенно символично: главная героиня бросается под поезд, образ которого создан движущимся по диагонали сцены кордебалетом в черных одеждах. Каренина таким образом не только перестает существовать физически, но и исчезает в «пучине» общественного осуждения.
«Я не участвовала в премьере нашей „Анны Карениной“ и долго в ней не танцевала. Премьера для меня состоялась только за день до выхода на сцене в Казани — в Йошкар-Оле. Но всем знакомым, которых я имею в Минске, на вопрос, какой спектакль посетить, я всегда советую в первую очередь именно „Анну Каренину“. Я считаю, пусть это звучит пафосно, что это хит нашего театра. Мне кажется, ни один человек не останется равнодушным после этого спектакля, даже если пришел случайно, потому что в нем идеальное сочетание всего: гениальной музыки, гениальной истории, хореографии, сценографии. В моем репертуаре много разных партий, в том числе драматических, сложных драматических, но „Анна Каренина“ не похожа ни на один спектакль», — рассказала «Татар-информу» заслуженная артистка Беларуси Людмила Хитрова, исполнившая в первый день спектакля в Казани партию Анны Карениной.
О том, что будет танцевать Каренину на гастролях Большого театра Беларуси по России, танцовщица узнала месяца за полтора. Причиной стал случай: балерина, которую изначально планировали вводить в эту партию, получила травму.
«Мы разбирали каждую сцену, каждый взгляд, каждый шаг — здесь нет пустых моментов, здесь нет пустых движений, пустых взглядов. Каждый шаг, каждый взгляд передает настроение, а оно совершенно разное. Это город с искушенной публикой — Нуриевский фестиваль знает весь балетный мир. Не только в этом году, но и в прежние сезоны я следила за Нуриевским фестивалем, вижу, какие звезды приезжают, какое качество у фестиваля: волнующе представлять страну в таком красивом спектакле на Нуриевском фестивале», — подчеркнула Людмила Хитрова.
Танцовщица уже была участницей Нуриевского фестиваля. В 2019 году она танцевала партию Анюты в одноименном балете. Во второй вечер, 27 мая, партию Анны Карениной исполнила другая заслуженная артистка Беларуси — Марина Вежновец. Партнер Людмилы Хитровой (Алексей Вронский) — Константин Белохвостик, во втором составе эту партию исполнил заслуженный артист Беларуси Юрий Ковалев.
Введенный в постановку, как и Хитрова, незадолго до гастролей по России, Константин Белохвостик в Казани впервые. До показа балета успел прогуляться по центру города, увиденное на набережной ему понравилось.
«У каждого есть свое восприятие и свое ощущение роли Вронского. Каждый по-своему воспринимает и роман Толстого. В первом и втором составе спектакля хореография, конечно, одна, но нюансы разные. Педагог-репетитор, балетмейстер ищет лучшие нюансы для каждого танцовщика. Мы отслеживали нюансы по фильмам, по книге, с каких-то небольших зарисовок, фотографий — по чуть-чуть пытались собрать то, что может захватить до такой степени, чтобы зритель всё понял», — подчеркнул Белохвостик.
С белорусской труппой приехал в Казань и ученик хореографического колледжа Никита Провалинский. Мальчик танцует роль сына Анны Карениной — Сережи Каренина. Партии других шестерых детей исполняют ученики 1-го класса хореографического училища Казани — ребята 11-12 лет. Всего из Большого театра Беларуси в Казань и гастрольный тур отправились 60 человек.
В 2015 году на сцене Театра оперы и балета Казани в рамках Нуриевского же фестиваля Большой театр Беларуси представлял три одноактных балета — «Кармен-сюиту» Жоржа Бизе и Родиона Щедрина, «Болеро» Мориса Равеля (оба в хореографии Валентина Елизарьева), а также «Шесть танцев» на музыку Вольфганга Амадея Моцарта (хореография Иржи Килиана).
XXXVI Международный Нуриевский фестиваль завершат 29 и 30 мая гала-концерты, два номера для которых ставит солист ТГАТОиБ имени Джалиля Алессандро Каггеджи. В этом году фестиваль приурочен к 85-летию Рудольфа Нуриева.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»
news_right_column_2_240_400