На первый взгляд, у спектакля нет стройной сюжетной линии. Он основан на событиях, которые произошли с главной героиней – пожилой женщиной Ольгой Веденяпиной в 1929 году. В то время страна переживала коллективизацию, культурную революцию и разрушение традиционного уклада жизни большинства граждан. В этот же год в ссылку отправляют писателя Варлама Шаламова.
По сюжету Ольга поступила в университет и начала поиски своего друга детства по имени Дима Варламов. Дима является прототипом писателя Варлама Шаламова, который побывал в ссылке и известен циклом очерков «Колымские рассказы».
Друг главной героини пропадает в университете при загадочных обстоятельствах, и в один миг вуз превращается в мрачное королевство, полное тайн и кошмаров. Постепенно Ольга больше узнает о новом мире и начинает задавать всё больше вопросов. Люди начинают показывать ей «звериный оскал», проявлять темные качества. Несмотря ни на что, Ольга пытается найти правду и реабилитировать своего друга Диму в глазах окружающих.
Спектакль ценен прежде всего тем, что автору пьесы – драматургу Арсению Фарятьеву удалось создать пьесу для взрослых на основе произведения ярого сталиниста Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал» про девочку Олю и ее отражение Яло. То есть детское произведение, хорошо известное молодежи советского периода, получило новое прочтение и нашло отклик в современном взрослом зрителе. Несмотря на рефлексию по советскому периоду, произведение показывает и отражение современной реальности. С приходом века цифровых технологий приходят и новые вызовы, и новые ограничения для каждого человека. Сегодня случайно сделанный репост может вызвать катастрофические последствия, как когда-то накликать бурю мог самиздат небольшого рассказа.
В спектакле звучат композиции «Семь слов Христа» («Sieben Worte») композитора Софии Губайдулиной. Исполняют произведение музыканты Альметьевска: баянист Андрей Спиридонов, виолончелистка Юлия Страхова, а также скрипачи Андроник Мелконян, Наталья Пентегова и Рината Ехаева. Режиссер специально выбрал композицию Губайдулиной, которой близка тема борьбы добра со злом. Музыку вживую исполняют во время каждого спектакля «Королевство кривых».
«Спектакль мы сыграли 5 апреля на сцене Московского театра юного зрителя, где его оценило жюри театральной премии «Золотая маска». Церемония награждения пройдет в Москве 22 апреля, где станут известны лауреаты премии», – сказала завлит Альметьевского драмтеатра Ляйлягуль Минаева.
Режиссер и художник спектакля Антон Федоров окончил режиссерский факультет Щукинского училища. Он успел поработать над спектаклями в театре документальной пьесы «Театр.doc» и «Гоголь-центре» Кирилла Серебренникова. Напомним, что за последние несколько лет самые экспериментальные и необычные спектакли появились именно благодаря работе «Гоголь-центра». В театр вдохнули новую жизнь.
«Это сказка. Пусть с некими документальными подробностями, но все-таки сказка. В сказке обязательно кто-то боится кого-то или чего-то большого и ужасного. В сказке очень часто кто-то пропадает, и его всегда кто-то ищет», – отметил режиссер Антон Федоров.
Хореограф спектакля – Алина Мустаева из Уфы. Она ставила хореографию в знаменитой постановке драмтеатра под названием «Кибет» («Магазин»), которая также является лауреатом премии «Золотая маска».
Несмотря на то что режиссер позиционирует спектакль как сказку, возрастное ограничение у постановки 16+.
В этом году спектакль «Королевство кривых» приглашен на Фестиваль театров малых городов России, который в этом году пройдет в Набережных Челнах со 2 по 10 июня. Также спектакль является участник театрального фестиваля «Науруз», который начнется в Казани 7 июня.