news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

<i>Сиротская доля.</i> </br>Где их очаг? Где их ночлег?

Квартирный вопрос выпускников детских домов обсуждали недавно в Госдуме РФ. Комитет по вопросам семьи, женщин и детей предлагает внести поправки в закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - разрешить региональным властям обеспечивать эту категорию льготников временным жильем за счет местного бюджета на срок до 10 лет.

Как объяснила вашему корреспонденту прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Прокуратуры по РТ Альбина Камалова, органы опеки и попечительства сегодня обязаны закреплять за воспитанниками детских домов ту квартиру, откуда они ушли в детский дом - чтобы повзрослевшим юношам и девушкам было куда вернуться. Но, как правило, горе-родители в отсутствие детей успевают продать-пропить закрепленное за несовершеннолетним жилье при содействии «черных риелторов». Выяснить впоследствии, по чьей вине дети лишились жилья, а тем более его вернуть оказывается невозможным. За последние как минимум десять лет в Татарстане был вынесен всего лишь один приговор в отношении риелтора, оставившего сироту без квартиры: в январе 2007 года жительница Казани Лилия Пешая отправилась за решетку на шесть лет. Правда, незаконно проданные ею квадратные метры законному владельцу до сих пор не возвращены.
 
А летом 2006 года стал бомжом 15-летний выпускник детского дома Дмитрий Крюков. За то время, пока Дима жил в детском доме, его жилье в Приволжском районе Казани признали ветхим, жильцов расселили по новым квартирам, а детям из многодетной и неблагополучной семьи Крюковых новую квартиру не предоставили. Вернее, квартира, якобы закрепленная за детьми (все они на тот момент находились в детдоме), почему-то оказалась в собственности других лиц. Пока взрослые решали, кто виноват в этой ситуации и что делать, парень жил практически на улице. Только осенью прошлого года прокуратура Приволжского района отсудила у мэрии однокомнатную квартиру для Димы.
 
Согласно ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…» материальная ответственность за предоставление этих самых гарантий ложится на субъекты РФ, а в строке «источники финансирования» записано - «за счет дополнительных доходов».
А поскольку желание отдельных органов опеки и местного самоуправления Татарстана помочь «своим» подопечным не всегда совпадает с их финансовыми возможностями, закон работал не везде и не всегда. Например, в 2005 году в Набережных Челнах в городском бюджете нашлось 2,5 миллиона рублей на приобретение жилья для 11 сирот. В 2005 - 2006 годах Зеленодольский исполком выделил жилые помещения 8 детям-сиротам. Но это скорее исключения. В общем и целом получалось, что законное право на жилье у сирот есть - а жилья, как правило, нет.
И только в 2007 году Правительство РТ приняло целевую программу, в которой «обязанности сторон», в том числе и финансовые, были разложены, что называется, по полочкам. Органы опеки должны составлять списки всех «бесквартирных» сирот в возрасте до 23 лет, Госжилфонд - обеспечивать всех нуждающихся жилищными сертификатами, а местные власти - подбирать жилье, укладываясь при этом в указанную сумму. На 2007 - 2008 годы из республиканского бюджета на «сиротские» сертификаты было выделено 170 миллионов 855 тысяч рублей, федеральный бюджет подбросил 23 миллиона. Однако реальные деньги пришли только в конце 2008-го. К тому времени на учете в органах опеки состояло уже 711 нуждающихся в жилье сирот.
 
Еще одна проблема - «сиротский» сертификат действителен только 9 месяцев и рассчитан на получение квартиры площадью 33 квадратных метра и стоимостью 764 тысячи рублей. Подобрать жилье, соответствующее таким параметрам, даже на вторичном рынке нереально, а оплату «лишних метров» по социальной ипотеке не все выпускники детдома могут потянуть. Например, в Набережных Челнах по этой причине в прошлом году остались нереализованными 4 сертификата на общую сумму более 3 миллионов рублей.
 
Так что очередь на постоянное жилье для сирот двигается медленно. Выпускники детдомов годами скитаются по чужим углам, привыкая к бродячему образу жизни и обрастая сомнительными связями. Нередко бывает, что они либо сами совершают преступление, либо становятся жертвами преступников… Например, выпускник детского дома казанец Ильшат Базгутдинов дождался от государства своей законной квартиры только в 28 лет - в марте прошлого года. А через несколько месяцев труп молодого человека нашли в озере в микрорайоне Северный поселок. По версии следствия, которое пока не завершено, Ильшата убили знакомые, решившие завладеть его квартирой…
 
По данным Прокуратуры по РТ, на 1 августа нынешнего года в республике реализовано 122 «сиротских» сертификата на общую сумму 97 миллионов 845 тысяч рублей и всем, кто успел встать на учет до нынешнего года, жилья должно хватить. А вот вопрос куда податься бесквартирным «новичкам» остается открытым. Как известно, с дополнительными доходами нынче туго, поэтому законом «О бюджете РТ на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» средств на «сиротские» жилищные сертификаты не предусмотрено.
 
Так что, с одной стороны, предложение российских парламентариев разрешить выпускникам детских домом, оставшимся без жилья, пересидеть кризис в общежитии или социальных гостиницах, очень своевременно. Но, с другой стороны, если у регионов нет средств на постоянное жилье для сирот, то откуда возьмутся деньги на временное?
 
Елена МЕЛЬНИК

© Редакция приложения к районным и городским газетам РТ. Главный редактор - Ольга Мачнева.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100