news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Шейх Абдураззак Ассаиди: Татарстану нужны новые Марджани и Баруди

Профессор богословия считает, что создание Болгарской исламской академии сократит пробел между историей и современностью в исламской науке России.

Шейх Абдураззак Ассаиди: Татарстану нужны новые Марджани и Баруди

(Казань, 31 марта, «Татар-информ», Рамис Латыпов, Бахтияр Сабиров). Профессор Амманского международного университета исламских наук в Иордании приехал в Россию полгода назад. «Татар-информ» встретился с известным богословом, чтобы побеседовать об исламе в Татарстане.

– В новостях о вашем приезде в нашу республику СМИ писали, что вы являетесь потомком Мухаммада в 42-м поколении, правда ли это?

– В первую очередь, хочу поблагодарить вас за приглашение. Я являюсь потомком Пророка Мухаммада (с.а.с.) со стороны его внука Хасана ибн Али, его отцом был Али ибн Абу Талиб, а мамой Фатима, дочь пророка. Их потомки стали правителями Мекки и Медины. Я несу в своем сердце и Коран, и хадисы Пророка.

– Довольно долго вы были советником Саддама Хусейна. Расскажите, пожалуйста, как при нем жила страна, народ?

– В 1998 году меня попросили стать советником по религиозным вопросам. И я до конца ему подсказывал, был всегда рядом. Он был мусульманином, постился, читал Коран. Саддам проводил среди населения хорошую работу в сфере образования, социальной сфере, медицина была бесплатной.

Он был простым. Конечно, у него были как благие дела, так и грешные. Был жесток против тех, кто выступал против государства. Потому не проявлял милости к врагам. Но проявлял милосердие к нуждающимся, оказывал содействие ученым. Простые иракские жители могли доучиться до звания доктора – бесплатно, отправлял за счет государства студентов за границу, в том числе в Россию. Среди его сторонников-военных было много тех, кто придерживался позиции сближения с Россией, а не с Западом.

– Образование вы получили у себя на родине?

– Бакалавриат я окончил в Багдадском университете, магистратуру в университете Аль-Асхар в Египте. Степень доктора получил в Мекке, это было 36 лет назад. Сейчас я профессор Амманского международного университета исламских наук в Иордании. До этого работал деканом и ректором университета в Малайзии, преподавал в Ираке.

– Изучали ли вы классические труды татарских богословов и знакомы ли с современными учеными?

– Да, я читал труды татарских богословов, их биографии. Они сделали значительный вклад в развитие исламской науки. Когда я приехал в Татарстан, то обнаружил здесь тысячи трудов в толковании Корана, толковании хадисов, а также работы по исламскому праву ханафитского мазхаба и трудов по другим вопросам.

А что касается современных ученых, они все молоды и пишут на русском, поэтому нет возможности исламскому миру познакомиться с ними. Существует большая пропасть между богословами прошлого и нынешним поколением. Поэтому основание академии (Болгарской исламской академии – прим. ред Т-и.) – это хорошая идея, из ее стен могут выйти новые Марджани и Баруди. Большая проблема сегодня в исламе – малое количество ученых.

– Президент Татарстана Рустам Минниханов совершил в этом году хадж внутри Каабы по приглашению Саудовской Аравии. О чем говорит такое доверие?

– Президент Республики Татарстан – верующий человек. Мы восхищаемся тем, что он вошел в Каабу. Он оказывает поддержку Болгарской академии, как и его предшественник, Минтимер Шаймиев, это благое дело.

– Какое место занимает Татарстан в исламском мире? Как относятся там к нашей республике?

– Я объездил много городов в Татарстане. И очень обрадовался, мусульмане соблюдают законы, свободны в своем поклонении. Они тоже были рады моему приезду. Мы благодарили президента России Владимира Путина и лидера Татарстана Рустама Минниханова за то, что они делают такой вклад для мусульман. Это, конечно, сохраняет стабильность в стране. Потому что настоящие знания защищают от экстремизма, греха, плохих деяний. Ислам – это религия милосердия, которая призывает к мирному сосуществованию с другими конфессиями.

– У нас в Татарстане часто говорят, что мирное сосуществование обеспечивается благодаря традиционному исламу. А какое у вас отношение к этому понятию – традиционный ислам?

– Ислам – это та религия, после которой не будет других религий, но она сосуществует с другими религиями, мусульманин не будет мусульманином, если не уверует в пророков, которые были до Мухаммада (с.а.с.). Мусульманин верит и в Иисуса, и в Авраама (Ибрагима), во все писания, которые были посланы другими пророками Иисусом, Моисеем и в Исламе нет принуждения силой заставлять верить, и все зависит от человека. Если ты это принимаешь – пожалуйста.

– Как вы считаете, почему распространен именно ханафитский мазхаб?

– Все четыре современных мазхаба, которым следуют мусульмане, все они праведные и первый из них, это исторически так сложилось, – Абу-Ханифа. Вторым шел имам Малик, маликитский мазхаб. Третьим шел Шафиа, шафиитский мазхаб. Четвертым был ханабалитский мазхаб. И фикх, исламское право, первым пришло от Абу-Ханифы, и он распространился раньше. Он жил в Багдаде, в то время центре исламского мира, и люди приезжали туда получать знания, поэтому распространился именно ханафитский мазхаб. В мире около миллиарда мусульман и примерно половина из них ханафиты. Фикх ханафитский обширен, он охватывает такие темы, как брак, торговля и многие другие.

– Каким образом, на ваш взгляд, сегодня можно противостоять экстремизму? Тем, кто говорит про других, что они не так молятся?

– Первая причина – это та, которую я уже упоминал: отсутствие ученых и передачи правильных знаний. Если к тебе кто-то подходит, и говорит, что ты неправильно читаешь намаз, а сам при этом по образованию инженер или водитель, у него нет таких знаний. И поэтому необходимы ученые, кто будет передавать правильные знания. Я заметил такую вещь: в Татарстане большая часть мусульман преклонного возраста, и они не ученые, в прошлом были военными, таксистами, но потом пришли в мечеть и стали имамами. У нас такого нет – нужно быть ученым. Потому экстремисты здесь приходят именно в те мечети, где нет ученых, и занимают пустующее место авторитета.

– Что бы вы пожелали жителям Казани и Татарстана?

– Первое, чтобы любили свою Родину и служили ей, так как служба Родине – это часть веры, и Ислам предписывает уважать и любить всех людей. Обучайте своих сыновей и дочерей, пока они не станут знающими ислам, потому что незнание является причиной невежества. И прошу всех, чтобы благодарили Аллаха за возможность посещать мечети, за безопасность и спокойствие, которых нет, например, в моей стране.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100